ВИТЬКИ Сатира и жизнь
Темы События Персоны Аналитика Карикатуры Плакаты Анекдоты Стеб Контакты

КАК ЕВРЕИ СТАЛИ АРМЯНАМИ

Армянскими евреями были великий композитор Арам Хачатурян, создатель всей современной "древней армянской народной музыки" композитор Арам Мерангулян и знаменитая армянская художница Гаянэ Хачатурян. Еврейская история Армении насчитывает свыше 2 000 лет и начинается задолго до возникновения современной Армении. Поселения евреев уже в древности имелись во всех крупных городах и столицах Армении. Исторические факты и научные данные наглядно объясняют, отчего в Армении осталось так мало евреев: почти всех, хранивших верность иудаизму, переселили в Иран, а принявшие христианство евреи стали армянами.

КОРОЛЕВА ЗЭПЕТ - автопортрет Гаянэ
Хачатурян

"Королева Зепет"
Автопортрет Гаянэ Хачатурян
из коллекции
Валерия Ханукаева

Ассирийская империя

Ассирийская империя

Еврейская история Армении насчитывает свыше 2 000 лет и начинается задолго до возникновения современной Армении. Поселения евреев уже в древности имелись во всех крупных городах и столицах Армении. Ассирия, захватившая контроль над Израилем и Урарту/Арменией за 700 лет до нашей эры, депортировала евреев на эти земли. Армянский историк Кеворк Аслан указывает, что евреи Самарии были депортированы в Армению.

НОВОВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

Нововавилонское царство

С поражением Ассирии Вавилон захватил большую часть Западной Азии. Иудея без мощного союзника в лице Ассирии или Египта не могла сама по себе сопротивляться большой вавилонской армии. Вавилонский царь Навуходоносор собрал огромное войско, чтобы наказать Иудею за переход на сторону египтян (598 до н.э.). Когда многочисленная армия Вавилона появились у стен Иерусалима, новый царь Иудеи, Иехония, понимая, что сопротивление бесполезно, передал город Навуходоносору (597 до н.э.). Завоеватель затем назначил Седекию новым царем для Иудеи. По традициям того времени Навуходоносор депортировал около 10 000 евреев в свою столицу в Вавилоне. Это была стратегия на ослабление сопротивления иностранному правлению путем устранения культурной элиты. Депортируемых тщательно отбирали. Это была еврейская элита из профессионалов, богатых и мастеров. Классу крестьян и другим простым людям было разрешено остаться в Иудее. Депортация еврейской элиты теперь известна как Вавилонский плен. Далее последовало сопротивление и реакция Вавилона. Через 11 лет, после того, как Седекия (Цедкияу) объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне под предводительством Навуходоносора в 586 год до н.э. захватили Иерусалим вновь и на этот раз полностью разрушили до самого основания Храм Соломона, который часто называют как Первый храм. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Навуходоносор после разрушения Первого Храма в V веке до н. э. пригнал часть евреев в Армению.

Flight of the Prisoners, by James Tissot

Джеймс Тиссо. Евреев угоняют в Вавилон. James Jacques Joseph Tissot (15.10.1836 – 8.08.1902) The Flight of the Prisoners (from Jerusalem)

Армянский историк V века Мовсес Хоренаци сообщал, что род Багратуни, давший впоследствии две царские династии — армянскую и грузинскую, произошёл от евреев, пленённых и переселённых после завоевания Израильского царства в пределы Армении. Багратуни владели огромной территорией, включая гору Арарат, где, по преданию, находились остатки Ноева ковчега. Они сумели объединить несколько соперничавших феодальных княжеств и стали властителями всей Армении. Арташес отправляется к месту слияния Ерасха и Мецамора и, облюбовав здесь холм, строит на нем город и называет его по своему имени Арташатом… Выводит из города Ерванда пленных иудеев, которые были переведены туда из Армавира, и поселяет их в Арташате. В «Истории Армении» Мовсес Хоренаци пишет: Об армянском царе по имени Храчеай, современнике вавилонского царя Навуходоносора, рассказывают, что он выпросил у Навуходоносора одного из главных еврейских пленников по имени Шамбат, привел его в Армению, поселил там и осыпал почестями. От Шамбата (или Смбата) происходит, по преданию, род Багратуни, чему подтверждением служит то, что Багратуни часто давали своим сыновьям имя Смбат, и это правда.

В грузинской летописи «Картвелис цховреба» – «Житие Грузии» – сказано: И было… Навуходоносор царь полонил Иерусалим, и гонимые оттуда евреи прибыли в Картли и, обещая платить дань, выпросили у мцхетского старосты землю. И было им дано право… и там же: Семеро братьев бежали из плена и, наконец, пришли в Эклеци, где находился дворец армянской царицы Ракаэл. Здесь они вскоре приняли христианство, и трое из братьев остались в Армении. Четверо же других решили идти еще дальше на север. Так они оказались в Картли. Один из братьев возвысился и стал эриставом. Он и является родоначальником грузинских Багратионов. Несмотря на некоторые различия, грузинская историческая версия подтверждает армянскую.

Урарту в период наибольшей
территориальной экспансии в 743 г. до н.
э.

Урарту в период наибольшей территориальной экспансии
в 743 г. до н.э.

Первое упоминание названия Армении (выступавшей синонимом Урарту) встречается в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. На картах крупнейших историков и географов древности Армения отмечена наряду с Персией, Сирией и другими древними государствами. После распада империи Александра Македонского возникли армянские царства: Айраратское царство и Софена, впоследствии завоёванные Селевкидами; после разгрома последних римлянами в начале II в. до н. э. возникли три армянских царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена.

В IV веке до н. э. в Армавире имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV евреи из Армавира были переселены в новую столицу — город Ервандашат. С приходом к власти Арташеса столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы.

Великая Армения при Тигране II

Великая Армения при Тигране II

Политику переселения евреев в Армению продолжал проводить и другой армянский царь Тигран II Великий, правивший в 95—55 годах до н. э.. Как сообщает Ованес Драсханакертци Тигран, многое приведя в порядок и устроив, идет на Палестину и берет в плен множество евреев. Тигран Великий при отступлении из Израиля уводит 10 000 евреев в свои родные края, где селит в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах. Еврейские семьи, депортированные в Армению, поселились в городах Арташат, Вагхасабат, Ервандашат, Сарехаван, Сарисат, Ван, и Нахичевань.

Политику переселения евреев в
Армению продолжает  Тигран II Великий.

Политику переселения евреев в Армению продолжает
Тигран II Великий.

В другой раз дело отца продолжил Артавазд II, царствовавший в 55—34 годах до н. э., вмешавшись в междоусобную войну евреев за трон, приняв одну из сторон, он уводит в плен сторонников другой, которых селит в городе Ван.

Первая волна переселенных Тиграном евреев со временем приняла христианство, а вторая волна переселения, организованная Артаваздом, — ванские евреи — продолжала и далее исповедовать иудаизм.

Иосиф Флавий

Армянские цари развивали города, и поселения евреев нужны были для их развития, так как последние имели навык городской жизни. В результате численность иудеев в Армении значительно возросла, в некоторых городах до половины от всех жителей. Евреи в Армении развивали торговлю и ремесла, так, Иосиф Флавий, находящийся на приеме у римской императрицы, на вопрос, что он знает об Армении, ответил: Евреям в Армении живется хорошо. Армянские города этого периода сохраняли эллинистический облик и жили относительно свободно, евреи составляли в Армении значительную часть городского населения и играли в торговле не последнюю роль. Правители не препятствовали свободному перемещению жителей различного вероисповедания, что способствовало благополучию еврейских общин, занимавшихся торговлей и ремеслами.

ТИГРАН II ВЕЛИКИЙ

ТИГРАН II ВЕЛИКИЙ

При Тигране II Великая Армения превратилась в крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря. Однако, Тигран был разбит римлянами и лишился всех завоеваний, кроме собственно Великой Армении (Армянское нагорье между Евфратом, Курой и Урмией) и Софены, площадью примерно 220 000 кв. км. Впоследствии Великая Армения превратилась в буферное государство между Парфией и Римом, а позднее (в III—IV вв. н. э.) — между Римом и сасанидским Ираном.

В 387 г. Великая Армения подверглась разделу: меньшая, западная часть страны отошла к Риму, основная же часть отошла к Персии. Стабильность и процветание закончились тогда, когда многие евреи были депортированы в Персию в результате захвата Армении шахом династии Сасанидов Шапуром II. О численности евреев того времени наглядно показывают данные армянского историка V века Фавстоса Бузанда, который описывает значительное число еврейских семей, угнанных в плен захватчиками вторгшимися в Армению. Всего по Бузанду было выселено 83 тысячи иудеев из шести городов Армении. "Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран вывели они пленных, пригнали всех в город Нахичеван, который был сосредоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разрушили и оттуда увели 2 тысячи семейств армян и 16 тысяч семейств евреев и увели вместе с другими пленными». Именно этот регион Нахчевана (с X в. Нахичеван) совпадает с местом проживания зоков до 1989–1990. Фавстос Бузанд перечисляет и другие армянские города, откуда персидский шах вывел армян и евреев. Так, он замечает, что персы в период с 360 по 370 увели из города Арташата – 40 тыс. армянских и 9 тыс. еврейских семейств, из Ервандашат – 20 тыс. армянских и 30 тыс. еврейских семейств, из Зарехвана – 5 тыс. армянских и 8 тыс. еврейских семейств, Заришата – 10 тыс. армянских и 14 тыс. еврейских семейств, из Вана – 5 тыс. армянских и 18 тыс. еврейских семейств. Я.А. Манандян писал, что «не подлежит сомнению, что евреи и сирийцы... составляли в Армении значительную часть городского населения»." Выселение иудеев персами описывает армянский автор Раффи (Акоп Мелик-Акопян) в историческом романе о борьбе армянского народа за независимость «Самвел», в котором целая глава романа посвящена угоняемым в V веке из Армении в Иран евреям. Вот лишь один отрывок из  книги, в которой с нескрываемыми симпатией и сочувствием классик армянской литературы пишет об угоняемых из Армении в Персию евреях: Пленным не предоставили никакого укрытия, и они лежали под открытым небом, прямо на голой земле, днем страдая от жгучего солнца, а ночью от холода. Среди них были армяне и евреи (большей частью принявшие христианство еще при Григории Просветителе, первом каталикосе Армянской церкви)… Этих евреев при царе Тигране ІІ взял в плен и переселил в Армению из Иудеи Барзафран Рштуни. Доблестный полководец царя Тиграна заселил ими опустевшие после войн армянские города и пополнил население своей страны деловым и умным народом. В этот же период времени в Талмуде упоминается мудрец Яков из Армении (Гиттин 48а), кроме того, упомянута и иешива (школа изучения Торы) в армянском городе Низбис.

В середине VII века армянские земли были захвачены арабами. В состав новосозданной области Арминийа (араб. ارمينيّة‎‎) вошли также Грузия, Арран и Баб аль-Абваб (Дербент) с административным центром в городе Двин.

Yeghegis Jewish Cemetery В селе Егехис Вайоцдзорской
области  были найдены надгробия на
которых содержались тексты на
древнееврейском и арамейском языках. В селе Ехегис Вайоцдзорской области были найдены надгробия на которых содержались тексты на древнееврейском и арамейском языках.

Кладбище принадлежало еврейской общине в Ехегисе в XIII-XIV веках. Самое старое надгробие датировано 1266 годом, а самое позднее – 1346. На этом кладбище сохранилось около 40 надгробных камней и еще 30 были найдены неподалеку. 10 надгробий имеют надписи на иврите или арамейском: погребальные тексты на древнееврейском языке, строки из Торы (христ. – Библии, Ветхого завета), наполненные традиционным религиозным содержанием, и выражения из Талмуда.

Высеченные на надгробиях даты отсчитываются по старому летоисчислению от 331 года до н.э., которым пользовались евреи с Востока; но среди надгробий есть множество и без обозначения дат.

С 2000 по 2003 годы кладбище было исследовано армяно-израильской группой ученых и исследователей под руководством профессора Михаэля Е. Стоуна и доктора Давида Эмита. Историческая оценка кладбища и его восстановление были инициированы епископом Авраамом, примасом епархии Сюника Армянской Апостольской церкви при поддержке Министерства культуры Республики Армения.

В 1996 году епископ Авраам Мкртчян искал источник чистой воды для строящегося лагеря Сирануш. Ему рассказали о естественном источнике по дороге через речку у села Ехегис. В этот день вода в реке обмелела. Епископ Авраам посмотрел вниз и заметил в реке то, что оказалось надгробиями. "Откуда они здесь," подумал он и решил разобраться. Епископ исследовал участок и нашел еще несколько наполовину захороненных и покрытых лишайниками камней, на которых были необычные надписи. Поначалу, епископ подумал, что они могли быть на арабском или фарси; они не были на армянском и они были явно очень старые. Он решил обратиться за консультацией по этому вопросу к нескольким стоматологам, которые работали в лагере Сирануш, один из которых случайно оказался евреем. После осмотра, гости епископа сообщил ему, что надписи на могильном камне точно были на иврите.

Первой реакцией епископа было недоверие. Хотя существовали исторические источники о евреях в Армении, начиная с древних времен, но в наше время - за исключением заметки о кладбище в селе Ехегис в трудах Императорской академии наук в 1912 году - не было никаких физических доказательств такого сообщества, тем более в средние века. Епископ Авраам сделал фотографии места и послал их профессору Михаэлю Стоуну из Еврейского университета в Иерусалиме, который подтвердил, что это действительно необычная находка.

Yeghegis Jewish Cemetery В селе Егехис Вайоцдзорской
области  были найдены надгробия на
которых содержались тексты на
древнееврейском и арамейском языках.

Еврейское кладбище в Ехегисе открыто для посетителей
с 17 Ийяра 5769 (11 мая 2009).

Официально каждый год 11 мая здесь отмечается День Поминовения.

К 1375 году после падения Малой Армении начали исчезать еврейские общины как единые этнические сообщества, многие начали принимать христианство. В 1996 в Армении были найдены захоронения евреев 13-15 веков н.э. Были открыты несколько еврейских надгробий в районе Ехегиза (Сюникской области Армении). О памятниках сообщил армянский священник Абрам Мкртчян, они были исследованы в 2000/1 группой израильских археологов во главе с проф. Михаэлем Стоуном и Давидом Амитом. 


Деревянная капитель IX века
Церковь Св. Аракелоц, Севан
Музей истории Армении

"Источником проникновения «Щита Давида» в еврейскую и исламскую культуры является Армения, в которой он утвердился ещё в отдалённые времена, несомненно, под культурным влиянием хеттов, страна которых тесно примыкала к ней, а позже, заносился, вероятно, еврейскими эмигрантами из Палестины" - (Ольшанецкий И.А. К истории "Щита Давида" в культуре Востока. Баку, 1929). «Щит Давида» с воцарением Багратидов, был очень распространён в архитектуре Ширакской области.


Нехуцкий монастырь X-XI вв.
Село Арзакан
в средние века поминается как Артаваздакан

Одни исследователи считают, что гексаграмма появилась на востоке Средиземноморья из Индии, другие же, наоборот, что индусы позаимствовали ее у семитов ("Magic dans l'Inde Antique," p. 93, Paris, 1904).

Щит Давида в Армении

Фотографии (слева направо):
• Зейтунский фонтан, Киликия
• Мраморное надгробие принца Хасана Вахтангяна (1214-1261 гг. н.э.)
• Фрагмент рукоятки кинжала, Аштарак, Армения (III тыс. до н.э.)
• Армянский монастырь (VII в.)
• Монастырь Мшакаванк (V в.)
• Эчмиадзинский собор (303 г.)

Alexice Schneider в «Истории еврейского народа» утверждает, что под ашкеназами (точнее хачкинази) в Священном Писании имеются в виду жители армянского Хаченского Княжества (Государство Хачкинази, Ашкеназское Царство, Хачанское Княжество), существовавшего в то время на территории современного Карабаха.

Надгробная плита Джалала III-го в Гандзасаре (Карабах)

Надгробная плита Джалала III-го в Гандзасаре (Карабах)

Главной достопримечательностью Монастыря Гандзасар является храм Святого Иоанна Крестителя. Строительство собора началось в 1216 году его основателем князем Асаном Джалалом Вахтангяном, который называл себя «Великим Самодержцем» и «Царем» Хаченского Княжества, самой могущественной политической единицы Страны Арцахской и всего восточного края Армении.
На сегодняшний день Асан-Джалаляны являются единственным сохранившимся родом, который имеет прямую связь с армянскими царскими династиями Багратуни и Арцруни. Асан-Джалалянов считают одной из самых древних аристократических династий на планете. Сегодня прямые потомки Асан-Джалалянов живут и творят среди нас, продолжая родовую линию патриархов Ветхого Завета, родоначальников армянского народа и монархов Армянского Царства. Асан-Джалалянов можно найти как в самом Нагорном Карабахе (в поселке Ванк, под Гандзасаром, и в Степанакерте), так и в Армении, России и даже в США.
Гандзасар является местом погребения Асана Джалала Вахтангяна, а также князей Хачена и епископов, принадлежащих к его роду.
Могильная плита Асана Джалала расположена в гавите, прямо перед входом в главный зал собора. Надгробная плита сделана из белого мрамора и украшена тремя большими резными сферическими фигурами. Первая фигура — Звезда Давида, библейский символ. Примечательно, что в центре Звезды в Гандзасаре находится не что иное, как изображение Колеса Вечности — древнего индоарийского знака, который широко использовали средневековые армяне. Интересно, что сочетание этих двух символов встречается довольно редко.

Надгробная плита Асана-Джалала в Гандзасаре (Карабах)

В ноябре 1603 года шах Аббас I со своим 120 тысячным войском захватил Армению, после чего как пишет писатель XVII века Аракел Даврижеци шах приказал выселить всех жителей Армении — и христиан и евреев — в Персию, чтобы османы, придя, нашли бы страну обезлюдевшей. Позже армянский писатель с симпатией и сочувствием описывал историю евреев проживающих под владычеством персидских царей.

Обложка первого и прижизненного
издания «Истории Армении» Аракела
Даврижеци, 1669 год, Амстердам
Обложка первого и прижизненного издания
«Истории Армении» Аракела Даврижеци
1669 год, Амстердам

Эти данные наглядно объясняют, отчего в Армении осталось так мало евреев. Остававшихся в иудаизме, почти всех переселили в Иран. А принявшие христианство евреи стали армянами.

Щит Давида в Армении
Развалины Тегхениатского монастыря 12-го века
около деревни Бужакан в Армении.

ОРУЖИЕ ЕВРЕЕВ

О тайном оружии евреев написано немало. Но о самом главном оружии евреев в России практически ничего не знают. Собранная нами по крупицам информация о еврейском оружии проливает свет правды на многие скрытые от посторонних глаз страницы совсем недавней истории.

Еврейские корни армян
Что пишут современные авторы:

1). История евреев в Армении

2). Евреи Армении

3). Армяне потомки десяти колен Израиля  C окончательным разрушением в 719 г. до н.э. Израильского царства и с уводом в плен значительной части его жителей в Ассирию и отчасти в Мидию, отдельные кланы, составлявшие это царство, как бы совершенно исчезают с исторической арены. Но куда же всё-таки делись 10 колен Израиля? А это установить не так сложно как кажется. Поселились они именно в Урарту, в прародине Армении.

4). Евреи в Армении

5). Выселение евреев и армян из Армении Шапуром II  Евреи составляли большинство среди изгнанников из трех городов: Ервандашата, Вана и Нахичевани. Армянский историк прямо указывает, что евреи были угнаны потому что не считались персам преданными, следовательно, можно предположить, что евреи активно воевали против персов.

Интересен и сам факт наличия огромного числа евреев в городах Армении. Какая-то часть евреев могла переселиться в Хазарию. Хазарский еврей пишет, что евреи к хазарам пришли из Армении «потому, что были не в состоянии выносить иго идолопоклонников». Географ Шемеуд-дин-Димешки называет хазар армянами.

6). Аматуни  Аматуни (Ամատունիներ) — одно из самых могущественных армянских племён, жившее по склонам Араратских гор, княжеский род. Армянский историк Моисей Хоренский в 5 веке передает, что племя Аматуни было еврейского происхождения.

7). Багратуни  Багратиды (Багратуни, Բագրատունիներ) — древний, могущественный армянский род, правивший в Армении. Багратуни ведёт род от евреев, уведенных в Вавилонский плен.

8). Гнтуни  Гнтуни (Гндуни) — древний армянский нахарарский род, владевший гаваром Ниг (Апаран). Гнуни были еврейского происхождения.

9). Зоки  Зоки (зок) – субэтничесская группа армян, по преданию еврейского происхождения.

10). «ЗОКИ» Григорьян Карина Эрнестовна, научный сотрудник центра цивилизационных и региональных исследований РАН (г.Москва). Устойчивые представления зоков и остального армянского населения об их еврейском происхождении дают право считать зоков стигматизированной группой.

11). ДНК-анализ показал родство армян, евреев, турок, курдов и ассирийцев. Результаты проведенного ДНК-анализа в рамках «Armenian DNA Project» выявили родство между армянами, турками, курдами, ассирийцами и евреями, пишет газета Миллиет.

Целью проекта было выявить генетические связи между армянами, которые после Геноцида армян 1915 года рассеялись по миру. Попутно тесное родство на генетическом уровне было обнаружено у народов, веками проживающих в бок о бок с армянами. Результаты исследования, опубликованные армянской газетой Агос, поразили ученых.

12). Наиболее генетически близко к евреям (особенно, сефардам) стоят курды и армяне, но отнюдь не палестинцы и сирийцы. Коллектив генетиков из Еврейского университета в Иерусалиме обнародовал результаты масштабного исследования, которое достоверно определило степень генетического родства евреев и народов, населяющих Ближний Восток. Как сообщили руководители исследования Ариэлла Оппенхейм и Марина Файерман, наиболее генетически близко к евреям (особенно, сефардам) стоят курды и армяне, но отнюдь не палестинцы и сирийцы. У евреев и курдов, по всей видимости, был общий предок - народ, обитавший где-то в районе нынешней границы Ирака и Турции, то есть там, где и сейчас живет основная масса курдов (общий предок, по-видимому, либо ассирийцы,- северо-аккадские племена; либо израильтяне, уведённые в плен ассирийцами в VIII в. до н.э.).

Investigations made by Nebel et al. on the genetic relationships among Ashkenazi Jews, Kurdish and Sephardi (North Africa, Turkey, Iberian Peninsula, Iraq and Syria) indicate that Jews are more genetically similar to groups in northern Fertile Crescent (Kurds, Turks and Armenians) than to Arabs. Considering the timing of this origin, the study found that "the common genetic Middle Eastern background (of Jewish populations ) predates the ethnogenesis in the region and concludes that the Y chromosome pool of Jews is an integral part of the genetic landscape of Middle East. — первоисточник

13). Доклад сотрудника Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Рафаэла Абрамяна был посвящен зокам – субэтнической группе, жившей до конца 1980-х годов на юге Нахичеванской области, которым некоторые исследователи приписывали еврейское происхождение. Как подчеркнул докладчик, зоки занимали достаточно компактную часть Нахичеванской области с центром в селе Верхний Акулис. Непригодность этих земель к сельскому хозяйству и их выгодное географическое положение привели к тому, что основным занятием зоков стала международная торговля. В свою очередь эти занятия способствовали развитию в деревнях зоков местного самоуправления и возникновению поражавших воображение русских путешественников XIX века школ, общественных зданий, массовой отправке молодежи для получения высшего образования.

Гипотеза о еврейском происхождении зоков возникает в XIX веке. Как предположил Абрамян, поиски "чуждого" происхождения могли быть связаны с тем, что села зоков слишком сильно выделялись среди окружавших их армянских сел, а сами зоки также любили подчеркивать свое отличие от остальных армян. Возможно, по словам эксперта, этот процесс подстегнуло то, что как раз в XIX веке переиздаются сочинения древних армянских авторов, повествующие о приводе в Армению на рубеже эр многочисленных групп евреев. Но все это так и не оформилось в какую-то единую доктрину и сохранилось лишь на уровне устных преданий, бытующих среди самих зоков, отметил докладчик. По его словам, сейчас зоки уже не живут на своей исконной территории. Многие из них погибли во время Гражданской войны 1918-1920 годов, а оставшиеся были постепенно вытеснены из Нахичеванской области в рамках политики азербайджанизации. Последние зоки покинули деревни бывшего "Зокастана" в конце 1980-х годов.

14). A 2012 study by Eran Elhaik analyzed data collected for previous studies and concluded that the DNA of Eastern and Central European Jewish populations indicates that their ancestry is "a mosaic of Caucasus, European, and Semitic ancestries". For the study, Palestinians were assumed to be a valid genetic surrogate of ancient Jews, whereas the Druze were assumed to be non-Semitic immigrants into the Levant. Armenians and Georgians were also used as surrogate populations for the Khazars, who spoke a Turkic language unrelated to Georgian or Armenian. On this basis, a relatively strong connection to the Caucasus was proposed because of the stronger genetic similarity of these Jewish groups to modern Armenians, Georgians, Azerbaijani Jews, Druze and Cypriots, compared to a weaker genetic similarity with Palestinians. This proposed Caucasian component of ancestry was in turn taken to be consistent with the Khazarian Hypothesis as an explanation of part of the ancestry of Ashkenazi Jews. — первоисточник

15). ГЕНЕТИКА АРМЯН И ЕВРЕЕВ ОДИНАКОВА Американские генетики под руководством армянки Жанны Нерсесян, профессора медицины, действительного члена Нью-Йоркской академии наук, обследовав 60 000 армян в Армении, Нагорном Карабахе и Москве, пришли к поразительному выводу. Оказалось, что все армяне имеют идентичный генетический код... Нерсесян утверждает, что армяне практически идентичны по генетическому коду с евреями.

16). Kurdish Genetics Genetic analysis has shown that the Kurdish people are closely related to the Azeri, Armenian, Georgian, and Jewish peoples, descending from some common ancestors in the northern Near East region.
Генетический анализ показывает, что курдский народ тесно связан с азербайджанским, армянским, грузинским и еврейским народами, имеющих некоторых общих предков в северной части ближневосточного региона.

17). Армяне и евреи В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то есть - в 5-м веке до н.э.) вернул часть армян-иудеев (будущие евреи) в Армению. Что это было именно возвращение части одного народа, пусть даже другой веры, к себе на Родину, а не просто переселение т.н. "пленных" иудеев, даже ещё не евреев как таковых в современном понимании этого слова, говорит о том, что политика переселения стала практикой, СИСТЕМОЙ.
Армения НИКОГДА не воспринималась т.н. "евреями" как враждебная для них страна, в отличие от, например, Ассирии. А ведь это государство было семитским, в отличие от арийской Армении! Вот и получается, что арийская Армения ближе т.н. "евреям", нежели семитская Ассирия.
Современные научные исследования генетиков подтверждают генетическое родство армян, эфиопов и евреев-ашкенази. Приблизительно 5 000 корней в армянском языке не прослеживаются в «родственных» языках индоевропейской языковой семьи. Современные исследователи склонны видеть в хурритах общих дальних предков армян и евреев. Таким образом, можем отметить, что древние израильтяне были семитизированными на 80% хурритами, а предки современных армян – хурритами, перенесшими на себе 20% влияние хеттских и фригийских племен, говоривших на языках индоевропейской языковой семьи. Но практически только армяне сохранили в той или иной степени изначальное хурритское единство как в языковом плане и расовом типаже, так и в цивилизационных особенностях.

18). Армяне и Евреи Именно в Армению переселились так наз. «потерянные колена Израиля». И из Армении же вышли предки хазарских евреев и ашкенази.
Мовсес Хоренаци пишет, что Вагаршапат – столица Армении, сложилась из еврейской колонии основанной здесь при Тигране VI (150–188).
Многие современные армянские историки говорят о миллионе евреев, влившихся в армянский народ.
В дореволюционной «Еврейской энциклопедии» написано: «Некоторые учёные армяне утверждают, что именно их народ происходит от 10 Колен израилевых, причём указывают на некоторые обычаи, соблюдаемые армянами при резке скота и относительно видов животных, употребляемых ими в пищу». В статье о Турции там же сказано: «На востоке Турции, в вилайетах Ван и Мосул, живут евреи, которые считают себя прямыми потомками пленников в Ассирии и уведённых из Палестины армянским царём Тиграном III. От туземцев последние ничем не отличаются, кроме длинных локонов над висками. Из 5000 евреев Ванского вилайета только 360 человек остались верны еврейству, остальные приняли веру армян».
Почему армян назвали армянами, то есть арамеями? Между прочим, до нас дошли надписи армянского царя Арташеса I на арамейском языке, сделанные на межевых камнях. Утверждают, что первые 100 лет церковные службы в Армении шли на арамейском языке. А ведь арамейский язык был языком тогдашних евреев.
Древний армянский историк Егише указывал, что до христианства армяне праздновали Субботу, причём в оригинале на грабаре (древнеармянском) словосочетание "встреча субботы" отражено словом "шабатhамут".

19). АРМЯНЕ И ЕВРЕИ Версия о ”армянофобии” евреев основана на двух основных аргументах:
первый – тайное еврейское происхождение лидеров младотурецкого правительства, осуществивших план по выселению и уничтожению армян;
второе – недружественная позиция Государства Израиль по отношению к Республике Армения и агрессивные выходки некоторых радикальных иудейских клерикалов в адрес иерусалимских армян, в частности, духовенства.
К этим двум часто добавляют третий довод – еврейское происхождение большинства вождей русской революции 1917 года.
Здесь следует напомнить об одной особености двух наших государств, о которой знают не все. Дело в том, что и Израиль, и Армения должны были получить воссозданную государственность в соответствие с решениями Лиги Наций после Первой Мировой войны. Мандаты международного сообщества на государственное устройство двух наших стран получили Великобритания и США.
Американцы приступили к делу сразу и с размахом. Уже через два года была готова карта территориального размежевания, очерчены границы Армении с выходом к Черному морю, в ноябре 1920 года Конгресс США и Президент Вильсон подписали мандат на создание единой Армении территорией в 120 тысяч кв.км. Через неделю после этого 11-я Красная Армия захватила Ереван и Армения была оккупирована. Еще через полгода Ленин передал Ататюрку всю Западную Армению, а спустя три месяца Сталин оформил отделение от Армении Карабаха и Нахичевана в пользу Азербайджана.
Великобритания действовала неспешно и основательно. Ее мандат на Палестину окончился лишь через 30 лет, в 1948 году, когда она передала подведомственную ей территорию новообразованному Израилю. Евреи заплатили за свою новообретенную страну и независимость 6 миллионами изгнанных, убитых, сожженных во Второй Мировой…

МУЗЫКА ДНЯ ПОБЕДЫ

ЯКОВ ИОСИФОВИЧ БОГОРАД
- военный капельмейстейр 51-го Литовского пехотного полка - настоящий автор, издатель и первый исполнитель марша "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ", созданного им в 1904 году в Симферополе. Позднее марш был издан Богорадом в 1912 году под подложным именем Агапкин.
Марш представляет собой аранжировку и обработку старинных хасидских синагогальных мелодий.
Название марша " Прощание Славянки" происходит от названия симферопольской речки Славянка, а в Симферополе находились казармы Литовского полка.
Яков Богорад был расстрелян фашистами в числе тысяч евреев Симферополя 12-13 декабря 1941 года в танковом рву на 11-м километре Феодосийского шоссе, то есть - примерно на той речке.
Вот такое прощание Славянки...

В годы Второй мировой войны над армянами нависла реальная угроза полного истребления.

В 30-е годы в Германии был подготовлен список народов, подлежащих уничтожению, в который были включены и армяне. В этой ситуации группа немецких интеллектуалов — философов, лингвистов, историков, физиологов, организованная АРФ Дашнакцутюн, выступила с программным заявлением об арийском происхождении армян. Сборник статей о высокой культуре, древней истории, особенностях менталитета и физиологии армян вышел в свет в 1934 году в Потсдаме тиражом 3000 экземпляров и стал для правительства Германии основанием к официальному признанию армян — арийцами. Арташес Абегян и десятки других ученых по поручению Альфреда Розенберга сформировали специальный комитет по изучению антропологии армянского народа и его истории. Многие немецкие ученые,такие как Ханс Хайнрих Шедер, Йоханнес фон Лерс, Карл Рот, Рев Герхард и Евар Штеер, приняли участие в этом проекте, представив свои академические выводы по поводу индо-европейского происхождения армян и их арийской языковой самобытности. Через 5 месяцев после создания группы в 1934 г. по изучению вопроса, на стол самому Гитлеру легла докладная записка Розенберга, в которой ссылками на "научный труд" признавалось арийское происхождение армян. В нем говорилось и доказывалось, что язык народа принадлежит к индоевропейским, а сам народ – является прямым потомком древних «ариев». Приводились сотни доказательств и аргументов, в частности древние персидские надписи об армянских войсках в армии Дария. В летописях эти войска назывались «армией ариев с земли Арменийа». Как все повернулось бы, не случись этого сборника, трудно сказать. Но благодаря ему народ был спасен: цель оправдала средства. 

— Газета армян России Еркрамас

Армения и Израиль выбор пути


В истории армян и евреев больше общего, чем отличий. Похожи и исторические судьбы двух современных государств: Армении и Израиля.
Однако, по основным экономическим показателям и качеству жизни Армения уступает Израилю. Производительность труда, затраты на медицину и образование в Израиле в десять раз выше, чем в Армении.
В чем же причина столь разительного отставания в уровне развития Армении от Израиля в XXI веке?


Надгробная статуэтка горного барана. IX в. Залокар, р-н Мартуни, Армения

ЧИСТОКРОВНЫЕ РУССКИЕ ГЕНЫ

В мифе о «славянских корнях русских» учеными России поставлена жирная точка: ничего от славян в русских нет.
Западная граница, до которой еще сохраняются истинно русские гены, совпадает с восточной границей Европы в средние века между Великим Княжеством Литовским и Русским с Московией.
Эта граница совпадает как с изотермой средней зимней температуры -6 градусов по Цельсию, так и с западной границей 4-й зоны морозостойкости USDA-зон.

Армянская музыка зоков

Зоки остались единственной субэтнической группой армян, сохранившими хоть какую-то еврейскую самоидентификацию. Зоком был основоположник армянской национальной профессиональной музыки и композиторской школы, отец армянского национального оркестра, создатель и разработчик оркестровой (партитурной) письменности и вокально-инструментального стиля армянской музыки композитор Арам Арутюнович Мерангулян (1899/1902-1967). Фамилия "Мерангулян" на языке зоков произносится как "Мерангули" и означает: "Меранский блаженный".

Арам Мерангулян. Мухаммес (ария) «Эй, оки джан» («О, ты душа»), написанный на слова персидского поэта Низами Гянджеви. Исполняют: солист Д.Погосян; Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении имени Арама Мерангуляна. Дирижёр Арам Мерангулян. 1959 год. Реставрированная запись.

Интернет-ресурс ООО «АрменМерангулянОпера» пишет: "Сейчас армяне часто и гордо называют: «Наша древняя армянская народная музыка - это наше оружие», забывая, что исключи из армянской музыки то, что создал с 1922 - по 1967 годы Арам Мерангулян, и оружия ни у кого не останется. И то, чем гордятся сегодня армяне, как своим национальным - это то, что создал всего лишь один человек, имя которому Арам Мерангулян. Арам Мерангулян был зок, и в сталинские времена на подобные должности назначались именно такие люди. Продолжая эту тему, можно сказать следующее. Если вы упоминаете гусана такого-то или ашуга такого-то, то тогда снимите из музыки то, что создал в этих произведениях Арам Мерангулян, и слушайте именно то, что пели сами ашуги или гусаны; и у вас останутся лишь музыкальные «развалины», которые и были в начале ХХ века у армянского народа. А если вы передаете в эфир музыку Арама Мерангуляна каждый день, то уж, будьте любезны, называйте автора и её создателя - композитора Арама Мерангуляна."

Зоком был композитор Арам Хачатурян, который неоднократно подчеркивал еврейское происхождение своей общины (Russell, James R. Scythian and Avesta in an Armenian vernacular paternoster and a Zok paternoster. Muséon 110/ 1-2 (1997) 91-114.). Родственники утверждают, что композитор Арам Ильич Хачатурян был из зоков. Композиторы Арам Мерангулян и Арам Хачатурян являются родственниками по линии матерей Маркарит и Кумаш. Арам Хачатурян родился 24 мая (6 июня) 1903 года в с. Коджоры, ныне Гардабанский район, Грузия. Был четвёртым сыном в армянской семье переплётчика Ильи (Егия) Хачатуряна и Кумаш Саркисовны. С детства любил музыку, в школьной капелле играл на фортепиано, горне и тубе, но родители не одобряли его увлечение, и серьёзно заняться музыкой он смог лишь в 19 лет. В 1921 году 18-летний Хачатурян вместе с группой армянской молодёжи приехал в Москву. В годы Великой Отечественной войны Арам Хачатурян работал на Всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.  Вот как вспоминает об этом периоде композитор: «Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице "Центральная". Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры "Гаянэ" я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что "Гаянэ" — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…» Премьера балета состоялась зимой — 3 декабря 1942 года, и в следующему году он был удостоен Сталинской премии первой степени, одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры. «Танец с саблями» из балета «Гаяне» принёс композитору всемирную славу.

Танец с саблями из балета "Гаяне"

ТРИЕДИНСТВО РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Три источника и три составных части современной русской культуры:
1. Западно-европейская культура русского дворянства.
2. Культура евреев-ашкенази.
3. Культура русских крестьян и мещан.

Постсоветская русская культура начала XXI века формируется из советской культуры, в которую возвращаются элементы культуры Российской империи. Это связано с выделением и формированием из люмпенизированного населения уничтоженных большевиками сословий: дворян, буржуа, рантье, предпринимателей, чиновничества и самодостаточной интеллигенции.


Купол главного храма монастыря Хоракерт
Село Джилиз (конец XII - начало XIII века)

Декоративное убранство основного объема храма довольно скромно. Разительное отличие представляет купол, художественная и конструктивная форма которого уникальна не только в армянском, но и в мировом зодчестве. Барабан купола имеет редкую для Армении десятигранную форму, исключительно смелая трактовка его, как своеобразной колоннады, не встречается в других храмах. Купол храма Хоракерта представляет собой промежуточное звено между обычными куполами и многоколонными ротондами, используемыми в колокольнях. Конструктивную основу внутренней стороны купола составляют три пары взаимно перекрещивающихся арок, образующих форму шестиконечной звезды.

Старинная песня зоков

В 1979 на выставке в Доме Юстиции, в Париже, Марк Шагал, увидев картины Гаянэ, произнес великую фразу: "Гаянэ обогнала художников на столетие. Она недосягаема!". Ею восхищались Тонино Гуэрра, Андрей Тарковский, Мартирос Сарьян, Гия Канчели. О ней снимали кино: "Гаянэ", "Голубой ветер, запах миндаля", "Я - Гаянэ из Тифлиса".

Хачатурян
Гаянэ Левоновна

Гаянэ Хачатурян
фото-работа Завена Саркисяна
из личного архива Валерия Ханукаева

2 мая 2009 года Президент Армении Серж Саргсян выразил соболезнование по случаю смерти выдающейся художницы Гаянэ Хачатурян. "Армянское художественное искусство понесло большую потерю. Из жизни ушла выдающаяся художница, мастер цветов грез и сказочных образов Гаяне Хачатурян", - говорится в послании президента, предоставленном пресс-службой главы государства. Президент отметил, что после Параджанова она стала своеобразным символом общины тифлисских армян, чье имя давно вышло за пределы страны и национальной принадлежности. "Искусство Г. Хачатурян поистине направляет и цветными образами ведет нас к чистым горизонтам оптимизма", - говорится в послании. Глава государства с сожалением отметил, что крупная персональная выставка Гаянэ Хачатурян, предстоящая в рамках всемирно известного биеннале в Венеции, пройдет без нее. "Выражаю глубокие соболезнования родным и поклонникам великой художницы. Утешимся тем, что художник смертен, а его создания - бессмертны", - подчеркнул президент Армении.

Сама художница описывала свои картины как отображение сказок и историй рассказанных бабушкой, по этой причине они получались театральными. Предки Гаянэ Хачатурян из Агулиса. Бабушка по матери была из богатой купеческой семьи зоков —  армян, произошедших от евреев.

Гаянэ Хачатурян в еврейской кипе

Гаянэ Хачатурян в еврейской кипе.
Гаянэ Хачатурян в знак уважения к передкам работала только в еврейском мужском головном уборе.
Фото-работа Юрия Мечитова
из личного архива Валерия Ханукаев.

Людмила Улицкая рассказывает о незабываемой встрече с Гаянэ: 

"А теперь откройте дверь, и сидите здесь, а я пойду в другую комнату", – и Гаянэ вышла, а я осталась на кухне в некотором недоумении.

Сначала я услышала не то покашливание, не то всхлипывание. А потом раздался звук, не похожий ни на что на свете: голос ангела и его трубы, мужчины и женщины, немного зверя и немного птицы. Это была старинная песня зоков, полурастворившейся армянской ветви, с архаическим языком и собственной историей... Бабушка Гаянэ происходила из зокского рода, и от нее Гаянэ научилась этой песне. Мне была оказана честь, и мой московский дом, безалаберный, хаотический и уютный, чувствовал то же, что и я: смущение, благодарность и гордость. Мы были удостоены посещения древней и могучей силы, о которой давно забыли в больших городах, в суматошной пустоте торопливого времени...

Красноволосые жонглерессы и
танцующая кукла, 1976, Гаянэ Хачатурян

"Красноволосые жонглерессы и танцующая кукла"
Холст/масло, 1976 год, Гаянэ Хачатурян
из коллекции Валерия Ханукаева

Валерий Ханукаев — президент международного фонда Гаянэ Хачатурян, коллекционер, куратор выставочных проектов — любезно предоставил использованные в статье "Как евреи стали армянами": Автопортрет Гаянэ Хачатурян "Королева Зепет", фото-работу Завена Саркисяна, фото-работу Юрия Мечитова и картину "Красноволосые жонглерессы и танцующая кукла".

Юрий Мечитов — всемирно известный фотограф, автор многих книг и участник более 70 выставок. В течение многих лет снимал Сергея Параджанова, Гаянэ Хачатурян и многих других всемирно известных людей.

Завен Саркисян — фотограф, основатель и директор Дома-музея Сергея Параджанова в Ереване. Фотографией занимается более 30 лет. Персональные выставки Завена Саркисяна проводились в Армении, Германии, Грузии, Китае, США, Франции, России и других странах.

Волшебный мир Гаянэ Хачатурян

Gayane Khachaturian was born into an Armenian family in Tbilisi, capital of the Soviet republic of Georgia. Her mother was a Zog, member of an ethnic group, which legend associates with Jewish tribes...

Полковник Андреев, 30 мая 2013 года

текст для ссылки:

Найди Яндексом или Гуглом очень интересную статью:
"КАК ЕВРЕИ СТАЛИ АРМЯНАМИ" на сайте "Сатира и жизнь".

МОСКОВСКИЕ
СКАЗКИ

МОСКОВСКИЕ СКАЗКИ

Восемь сказок о том, как Москва борется за мир на Ближнем Востоке.

КАКОЙ НАРОД НАЗЫВАЕТ СЕБЯ
СЛОВОМ «ХАЙ»?

ХАЙ

КАКОЙ НАРОД НАЗЫВАЕТ СЕБЯ СЛОВОМ «ХАЙ»?

На иврите слово «хай» חי — «существующий», «живой», «существо», «деятельный»...
«хай» חי — одно из имен Б-га, обращение к Создателю.
А звучит оно - «ХАЙ».
А «ХАЙ» - это самоназвание армян!

Works
by the artists E. Nemtsov, D. Chananashvili, N. Kulikov

РУССКО-ЕВРЕЙСКАЯ НАРОДНОСТЬ

РУССКО-ЕВРЕЙСКАЯ НАРОДНОСТЬ

Русско-еврейский народ – это окологосударственное, а точнее, государственно-образующее формирование.

Правительство России способствовало Геноциду армян 1915 года

«Постепенно становилось ясно, жертвой какого чудовищного обмана стали армяне, которые поверили царскому правительству и вверили себя ему. Ранней весной 1915 года союзники в Западной Армении начали осуществлять самую чудовищную часть программы Воронцова-Дашкова (наместника царя на Кавказе) – восстание».

«Царский министр Лобанов-Ростовский, говоря о плане царя по армянскому вопросу, совершенно недвусмысленно отметил, что “царизму нужна была Армения без армян”. Здесь он имел в виду завоевание турецкой Армении ценой физического исстребления самих армян и образования там казачьих поселков и дружин».

«А когда дело дошло до Армении, — один министр иностранных дел (и недавний) [Князь Алексей Борисович Лобанов-Ростовский министр иностранных дел России с 1895 по 1896 гг.] сказал: "Нам (России) нужна Армения, а вовсе нe нужно армян". Это — деловым, строгим образом. На конце тысячелетия существования России. То есть не как восклицание, гнев, а (у министра) почти как программа…» – Василий Розанов Апокалипсис нашего времени

История, которую от нас скрывают…

Известный армянский историк Лео – Аракел Григорьевич Бабаханян – родился 14 апреля 1860 г. в г. Шуши Нагорного Карабаха, скончался 14 ноября 1932 г. в Ереване. К началу XX века опубликовал много исследований по основным проблемам истории Армении и её культуры. Ему принадлежат монографии, посвящённые истории армянского книгопечатания, жизни и деятельности главы армянской церкви в России Иосифа Аргутинского, общественных деятелей, публицистов и критиков XIX века Степаноса Назаряна и Григора Арцруни. В последние годы жизни работал над многотомной историей Армении.

В своей книге «Из прошлого», рассматривая вопрос Геноцида армян, Лео пишет как о вине Турции, так и о политической немощности и упущениях армянских правительств. Приводимые им документы и оценки выявляют чудовищную роль России в Геноциде армян 1915 года. Лео представляет историю, отличную от официальной, преподаваемой и пропагандируемой в Армении. Приводим без комментариев отрывок из книги, в котором видный историк рассказывает о мотивах и последствиях апрельских событий 1915 года в Армении.

Московско-Сирийская война

Временный союз Ирана и России в Сирии, направленный на противодействие суннитским газопроводам, перерастает в соперничество между Тегераном и Москвой за контроль над новыми газовыми и нефтяными месторождениями в Сирии.

Кто создал ИГИЛ и как Барак Обама обвел Владимира Путина вокруг пальца на раз и два.

Микаэл Таривердиев
авторские обработки еврейских песен

Микаэл
Леонович Таривердиев(арм.: Միքայել
Թարիվերդիև) — советский и российский
композитор армянского происхождения.
Микаэл Леонович Таривердиев
(арм.: Միքայել Թարիվերդիև)
— советский и российский композитор армянского происхождения.

Эта запись пролежала на полке в нашем архиве более десяти лет. Идея создания авторских обработок еврейских песен появилась, как часто бывало в жизни Микаэла Таривердиева, из кинематографа. И с кинематографом же она была связана.

Туманян Инна (Инесса) Суреновна

Туманян Инна (Инесса) Суреновна

В конце восьмидесятых - это было время надежд и возникновения множества проектов - режиссеру Инне Туманян предложили снять фильм о судьбе еврейской певицы. Фильм, конечно, должен был быть музыкальным. Эту работу Инна Туманян предложила Микаэлу Таривердиеву, своему другу и соавтору нескольких фильмов.

- Причем я и еврейские песни, - удивился Микаэл Леонович. Он задал режиссеру вопрос, который задавали потом ему неоднократно, и, уверена, будут задавать и после выхода этой записи.

Ответ Инны Туманян был прост:

- Буду работать только с тобой. Лучше тебя с певицей никто не справится.

И это было правдой. В кинематографической, музыкальной среде ходили легенды о работе Микаэла Таривердиева с Аллой Пугачевой, да и с певицами вообще.

Так что сначала в этой истории появился композитор. Потом стали искать певицу, которая подошла бы для этой роли в кино. Ею оказалась Маша Иткина, тогда - актриса Театра у Никитских ворот, руководимого Марком Розовским.

МАША ИТКИНА

"Немного Счастья"... Vu nemt men a bisele
— поет Маша Иткина

Нам бы немножко удачи... Маша Иткина и Марк Шагал

(музыка и слова Бенциона Витлера)

Где взять бы немножечко счастья
в холодной чужой стороне?..
О Ты, кто дарует удачу,
отсыпь хоть немножко и мне.
Хотя бы взаймы, ненадолго,
а я Тебе после верну –
в счет смертного долга,
извечного долга,
отсыпь мне крупинку одну!

Так много зимы и ненастья,
так много тяжелых вестей…
Где взять бы немножечко счастья –
не мне, так хотя б для детей?
А если на всех не хватило,
хотя б одному подари
крупиночку силы,
крупиночку силы
и счастье дожить до зари.

Повсюду беда и напасти,
и пепел сожжённых сердец…
Украсть бы немножечко счастья,
когда отвернется Творец.
А если на небе и суше
лишь горе, и смерть, и враньё –
порви свою душу,
разрежь свою душу
и счастье достань из неё!

Где взять бы немножечко счастья
в холодной чужой стороне?
О Ты, кто дарует удачу,
пошли хоть немножко и мне.
Хотя бы и так, для блезира,
ведь я же прошу не луну –
из целого мира,
огромного мира,
отдай мне пылинку одну!

Режиссер Олег Дорман

Режиссер Олег Дорман

Потом, параллельно написанию сценария, которым занимался Олег Дорман, начался поиск музыкального материала. В наш дом принесли горы пластинок, пленок, нот с записями еврейских песен. Известных и неизвестных, авторских и народных. И было отобрано то, что должно было войти в фильм. Всего - 12 номеров.

Вот список этих песен:

1. Эй, братья, что же вы спите? / Hey, Brothers, Why Are You Sleeping?
2. Играйте, деточки! / Play, My Little Ones!
3. Я бездомный с малых лет / I Have Been Homeless Since My Childhood
4. Не ищи меня там, где зеленеют мирты / Don"t Look For Me Where The Mitres Are Green
5. Ох, где взять немножко везенья? / Oh, Where Can I Find Some Luck?
6. Есть у нас песенка, поем ее все вместе / There Is A Song, Lets Sing It All Together!
7. В печурке играет огонь / There Is A Fire In A Small Oven
8. "Дай нам удел среди них (истинно верующих) -и да не постыдимся, что верили в Тебя" (на иврите) / "Give Us Our Lot Among Them, Shell Us Not Be Ashamed Of Our Hope"
9. Где же ты был? / Where Were You?
10. Горит! Братцы, горит! / Fire! Guys! Fire!
11. "Излей, как воду, свое сердце перед Всевышним" (на иврите) / "Pour Out Your Heart In The Face Of Your Lord"

Началась работа с материалом и с исполнителями. Микаэл Леонович принял необычное решение: певица должна была петь под аккомпанемент не типичный для еврейской музыки - под аккомпанемент двух гитар. Он работал с Машей Иткиной по нескольку часов в день. Он опустил ей голос на октаву ниже и "вытащил" совершенно потрясающий тембр, о котором сама певица и не подозревала.

Vu bist du geven? Yiddish Song.Where were You? Где же ты был?

Традиционная еврейская народная песня о любви. Обработка известного советского композитора Микаэла Таривердиева. Исполняет Мария Иткина.
Видеоряд составлен из обработанных автором клипа (Григорий Вишневецкий) рисунков советских художников, оформителей книг на идиш: Е.Чудновской, М.Горшмана, Ф.Полищука, М.Аксельрода.

- Ты поешь не своим голосом, - убеждал он ее в процессе работы. Пригласили педагога по идишу и ивриту, чтобы произношение было безупречным, чтобы певица точно осознавала что и о чем поет, чтобы она почувствовала фонетическую выразительность слова, особенность вокальной фразы.

Микаэл Таривердиев - Авторские
обработки еврейских песен

Так, в течение полугода, рождался вокальный цикл авторских обработок еврейских песен. Не аранжировок, а именно авторских обработок. Микаэл Таривердиев выстраивал музыкальный материал под себя, под свое авторское слышание и ощущение. Можно даже сказать видение. Потому что многое для него оживало в этих музыкальных картинах. Так плач Иеремии встал в один ряд с песней о судьбе маленького человека Абраши.

Песни разного времени и разных авторов он сплавил в поразительную драму. Он очистил многочисленные наслоения, нанесенные временем и бытом, проявил их подлинно общечеловеческий смысл. Он возвысил их, вернее, вернул им их внутреннюю возвышенность.

Юрий Ефимович Рабинович
Юрий Ефимович Рабинович

Запись вокального цикла была осуществлена в первой тон-студии "Мосфильма".
Звукорежиссером этой записи был Юрий Рабинович, давний друг Микаэла Таривердиева, человек, работавший с ним над "Иронией судьбы". Это была одна из последних его записей.

Маша Иткина - Излей своё сердце
1991

Но съемки фильма о еврейской певице так и не состоялись. Осталась только эта запись - уникальная работа нескольких людей. Она долго лежала на полке. Ее слушали разные люди, оказывавшиеся в нашем доме. Люди из разных стран, евреи и не евреи, музыканты и не музыканты. И на всех она производила глубокое впечатление, даже тогда, когда слушатели не понимали слов.

Потому что есть в этой музыкальной истории, не снятой в кино, но оставшейся на пленке, какая-то особая страсть, подлинность того, что существует поверх национальной принадлежности, свобода. Сюжет, понятный без слов.

Вера Таривердиева

«Микаэл Таривердиев - Авторские обработки еврейских песен


«Микаэл Таривердиев - Авторские обработки... by Tigranakert

Событие года - 2014

Великие русские писатели, поэты и музыканты стремятся к Святой земле. О златом граде Иерусалиме поет свои лучшие песни Борис Гребенщиков, а песни Андрея Макаревича зазвучали на языке Священного Писания. Согласно христианскому вероучению, составляющие Библию книги написаны на иврите «по внушению Бога» и содержат в себе Его Откровение.

Комментарии оправлять по электронной почте на адрес: vitkiorg@gmail.com.

текст для ссылки:

Найди Яндексом или Гуглом очень интересную статью:
"КАК ЕВРЕИ СТАЛИ АРМЯНАМИ" на сайте "Сатира и жизнь".

Внимание, ЦЕНЗУРА!

Ссылки на сайт «ВИТЬКИ — Сатира и жизнь» блокируются соцсетями:
Вконтакте , Мой мир , Одноклассники .

Если Вы хотите поделиться со своими друзьями информацией об этой странице, то не размещайте гиперссылку на нее, а просто разместите свое собственное текстовое сообщение, указав полный заголовок этой статьи. Поисковые системы Google или Яндекс выдадут ссылку на эту страницу в первых строчках.

В российских соцсетях Вконтакте, Мой мир, Одноклассники, а также в поисковой системе Mail.ru введена политическая цензура и фильтрация:
— Первый тип цензуры не позволяет пользователям размещать ссылку на стене, пересылать ссылку в личных сообщениях и т.д.
— Второй тип цензуры заключается в том, что социальная сеть не даёт Вам перейти по ссылке, то есть Вы кликаете на ссылку, открывается окно «выхода», с текстом: "эта ссылка скорее всего является вредоносной».

© ВИТЬКИ – Сатира и жизнь. Посвящается светлой памяти советского сатирического журнала КРОКОДИЛ. ВИТЬКИ – Сатира и жизнь

КОММЕНТАРИИ
к статье
КАК ЕВРЕИ СТАЛИ АРМЯНАМИ

Комментарии оправлять по электронной почте на адрес: vitkiorg@gmail.com.

Армянка

Полнейшиий бред. Мировое еврейство не признает никаких зоков. Ассоциация не есть корреляция. Армяне это арийский народ. Письменность это и есть что определяет народ а язык у армян индоевропейский. Явная пропаганда для внушения людям что все гении это евреи. И весь вклад в мировую культуру от них.

ARARAT

Всемирно известный австрийский врач, антрополог, исследователь, археолог и этнограф Феликс фон Лушан* пишет:
«Всякое понятие об "арийской" расе должно быть отвергнуто. Можно, правда, да и то не совсем безопасно, говорить об арийском языке, хотя и это понятие имеет несколько значений, и некоторыми понимается как обнимающее современный персидский и армянский с ближайшими родственными языками, а другими распространяется значительно шире; но совсем недопустимо говорить об арийской расе или еще об арийском черепе и об арийском типе лица, что, как заметил еще Макс Мюллер, так же глупо, как если бы захотели выделить язык длинноголовых или грамматику брюнетов. Особенно нелепо вошедшее в моду употребление слова "арийский" как противоположный слову "иудейский", так как скоро мы увидим, что современные евреи соматически скорее принадлежат к переднеазиатам, чем к семитам, и в этом смысле они являются ближайшими родственниками армян, то есть того народа, который говорит на арийском языке в самом узком смысле этого слова»
*
Феликс Риттер фон Luschan (11 августа 1854 - 7 февраля 1924 г.) - всемирно известный австрийский врач, антрополог, исследователь, археолог и этнограф. Получил медицинское образование в венском университете; затем посвятил себя антропологическим работам, состоя хранителем музея антропологического общества в Вене. Руководил раскопками в Зендширли.
С 1900 г. состоит проф. антропологии и этнологии в берлинском унив. и директором берлинского этнографического музея. Отдельно издал: "Reisen in Lycien, Milyas und Kibyratis" (Вена, 1888, вместе с Петерсеном); "Beitrage zur Volkerkunde der deutschen Schutzgebiete" (Б., 1897); "Alterthumer von Benin" (1904); "Ausgrabungen zu Sendschirli" (1893).

Арм Нагорье

Уважаемый admin, я хотель написать на Интернет-ресурсе ООО «АрменМерангулянОпера», но там нет мест для комментов, поэтому я это сделаю здесь. Итак, как получилось, что дед Армена - Арам Мерангулян не знал, что он зок, а его внук "откопал" это? к тому же он не приводит какие-то доказательства, только пишет: "в сталинские времена на подобные должности назначались именно такие люди", а это разве аргумент? Прост он создал композиторскую школу (Арама и Армена Мерангулянов) и этими "статьями" хочет поднять имя Мерангулянов - сделать бренд, дабы посещали в его школу комозиторов. То есть бросая грязь в сторону своего народа он хочет зароботать денги, - вольно и не вольно здесь я вспомнил слова Гарегина Нждэ: "Наша трагедия не в том, что существуют турки, а в том, что существуют туркоподобные армяне". P.S. этот псевдоКомпозитор-историк писал еще о дудуке, забывая, что это древнеАрмянский муз-инструмент называется - циранапох, можно об этом читать на сайте UNESCO

Перейти на
главную страницу
сайта
Витьки — Сатира и жизнь

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Мы восстанавливаем сайт после хакерской атаки.
Это займет какое-то время.
Мы будем рады, если Вы зайдете к нам
через несколько дней.

Charles Aznavour chante Hava Naguila avec Enrico Macias - 1973

***

Александр Гордон (Авербух)
- «Армяне и евреи»

Александр Гордон (Авербух) - «Армяне и евреи» by Tigranakert

***

Лариса Долина - армянская народная песня "Канчум ем яр ари"

Лариса Долина - армянская народная песня... by Tigranakert

***

КАКОЙ НАРОД НАЗЫВАЕТ СЕБЯ

СЛОВОМ ХАЙ?

На иврите слово «хай» חי — «существующий», «живой», «существо», «деятельный»......

«хай»חי — одно из имен Б-га, обращение к Создателю.

А звучит оно - «ХАЙ».

А «ХАЙ» - это самоназвание армян!

***

ВИТЬКИ Сатира и жизнь

Flag Counter

Подсчет посетителей начат
с 13 июля 2013 года.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

ВИТЬКИ Сатира и жизнь

© ВИТЬКИ – Сатира и жизнь.
Посвящается светлой памяти советского сатирического журнала КРОКОДИЛ.
ВИТЬКИ – Сатира и жизнь
vitkiorg@gmail.com

Все права принадлежат: Витьки © 2012, 2013
При полном или частичном использовании материалов ссылка на vitki.info обязательна.

 
e-mail: vitkiorg@gmail.com