ВИТЬКИ Сатира и жизнь
Темы События Персоны Аналитика Карикатуры Плакаты Анекдоты Стеб Контакты

Россия, которую мы потеряли.

Россия - родина моя

Россия - родина моя

Из Русского сифилидологического и дерматологического Общества
(Заседание 27-го сентября [1903 года])
...
Секретарь Л.П. Шафир прочёл следующий «Приказ по NN Училищу 18 февраля 1890 г., №...
(Представленный документ настолько характерен, что я привожу его здесь без пропусков. — А.Гарин)

Владимир Викторович Сахаров. С 4 апреля 1886 — начальник Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища.

Владимир Викторович Сахаров.
С 4 апреля 1886 — начальник Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища.

Дабы обезопасить юнкеров от заразы сифилисом при половых отправлениях, устанавливается следующее:

1. Для посещения юнкерами мною избран дом терпимости №№.

2. Дни посещения назначаются: понедельник, вторник и четверг.

3. Для посещений этих устанавливается очередь взводная, т.е. напр., во вторник очередь 1-го взвода 1-го эскадрона, в четверг 1-го взвода 2-го эскадр., в понедельник 2-ой взвод 1-го эскадр., во вторник 2-ой взвод 2-го эскадр. и т.д. Но в случае, если желающих во взводе слишком много, то взводный унтер-офицер обязан установить между ними очередь. Если же желающих от данного взвода окажется меньше возможного для посещения, то вызываются очередные из следующего взвода своего эскадрона, а если и там не хватит, то из следующего взвода и т.д.; так, напр., если очередь идти 3-му взводу, то при недохватке он вызывает очередных 4-го взвода, а затем 1-го взвода и т.д. Очередь между взводами наблюдают вахмистра.

4. В дни, указанные для посещения, от 3 до 5 час. по полудни, врач Училища предварительно осматривает женщин этого дома, где затем оставляет фельдшера, который обязан наблюдать: а) чтобы после осмотра врача до 7 час. вечера никто посторонний не употреблял этих женщин; б) чтобы юнкера не употребляли неосмотренных женщин или признанных нездоровыми; в) осматривать члены юнкеров до сношения с женщинами и отнюдь не допускать к этому больных юнкеров и г) предлагать юнкерам после совокупления немедленно омовение члена жидкостью, составленной для этого врачом Училища. Квартермистру Училища озаботиться, дабы для данных поездок для врача отпускалось казённая повозка.

5. Вместе с врачом отправляется взводный унтер-офицер очередного взвода. По окончании осмотра он возвращается в Училище и докладывает дежурному офицеру, сколько юнкеров могут сегодня посетить дом №№, считая на каждую допущенную врачом для совокупления женщину по 3 юнкера.

6. Получив это сведение, дежурный офицер приказывает ему приготовить тотчас после обеда команду указанной численности, имеющих желание совокупляться. Начальником этой команды должен быть взводный унтер-офицер очередного взвода, который и отвечает вполне за соблюдение указанных правил и вообще порядка в команде. Он обязан оказывать полное содействие фельдшеру в осмотре и омовении членов юнкеров, в чём все они обязаны подчиняться требованиям Начальника команды.

7. Команда употребителей, одетая по отпускному, увольняется дежурным офицером лично. Следовать в дом терпимости команда может врознь, но возвращаться должны все вместе и не позже 7 1/4 часа веч. Дежурный офицер, приняв команду, тоже обязан осмотреть всех лично и принять доклад фельдшера о благополучии совокуплений.

Елисаветградское кавалерийское юнкерское училище было торжественно открыто 26 сентября 1865 г.

Елисаветградское кавалерийское юнкерское училище было торжественно открыто 26 сентября 1865 г.

8. Юнкера не могут посещать другие дома терпимости, кроме №№, и вообще никуда не отлучаться, за что отвечает начальник команды.

9. Также юнкера во всё время отпуска для совокупления обязаны соблюдать порядок и тишину.

10. Всякие недоразумения в доме терпимости с женщинами устраняются взводным унтер-офицером, который по возвращении докладывает дежурному офицеру.

11. По моему уговору с хозяйкой дома во время осмотра врачом до 7 час. веч. и до ухода юнкеров посторонние лица в дом не допускаются, а потому в случае появления таковых не должно вступать с ними в переговоры, а доложить потом дежурному офицеру и мне.

12. Плата за визит устанавливается 1 р. 25 к. и при том допускается за эти деньги совокупиться только 1 раз и в течении не более 1/2-часа времени.

13. Расчёт юнкера ведут сами. При этом они должны помнить, что более позорного долга, как в доме терпимости, не существует.

14. Установленные мною мероприятия должны вызвать у юнкеров не только сочувствие, но и ... всестороннюю поддержку, ибо они не могут не понимать, что это устанавливается только для личной их пользы к уменьшению числа несчастных жертв заражения их половых членов на всю жизнь. Кроме того, юнкера должны помнить и то, что дальнейшее заражение их этими болезнями вынудит меня принять против таких юнкеров строгие меры и удалять из Училища.

Примечание: настоящие правила начать применять со вторника 20-го февраля.

Штабной корпус бывшего Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища.

Штабной корпус бывшего Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища.

Подлинный подписал: NN.
С подлинным верно: NN.

(Русский Врач. 1903. №46. С.1644)

P.S. Название училища и фамилия его начальника в первоисточнике деликатно не указаны. obskurant полагает, что это Елисаветградское юнкерское училище и генерал-майор В.В. Сахаров.

Заменительный билет и смотровая книжка проститутки - 1
Заменительный билет и смотровая книжка проститутки - 2
Заменительный билет и смотровая книжка проститутки - 3
Заменительный билет и смотровая книжка проститутки - 4

Медицинский билет проститутки

Медицинский билет проститутки, 1875 г.

Русский Врачь, 1903, №46 с 1643
Русский Врачь, 1903, №46 с 1644

резиновые изделия

В общей массе проституток можно было выделить две категории - уличные и жившие в публичных домах. Как правило, в уличные женщины шли или новички, не освоившиеся со своей новой жизнью, или, наоборот, опытные профессионалки, зачастую уже больные, отработавшие свое в публичных домах и постепенно, с утратой привлекательности и молодости, скатывавшиеся все ниже и ниже. Уличный промысел считался самым дном, ниже которого опуститься уже нельзя.

Несравненно более везучими считались те, кому удавалось попасть в легальные публичные дома, которые тоже делились по разрядам - от дорогих и фешенебельных, где могли удовлетворить самые разнообразные прихоти и фантазии посетителей, до мерзких грязных притонов, посещаемых в основном, представителями криминального мира Москвы.

"Жёлтый билет". Торговля женщинами с 1860 до 1930 г.

"Жёлтый билет. Торговля женщинами с 1860 до 1930" – совместная выставка фонда Новой синагоги Берлина – Центра иудаизма и Немецкого эмиграционного цента Бременхафен. "Жёлтый билет", жаргонное выражение удостоверения проститутки в дореволюционной России, символ принуждения многих молодых женщин того времени: официальный переезд из местечка в такой город как Москва или Петербург был разрешён только если они были зарегистрированы в качестве проституток.

Были среди проституток многочисленные простушки, часто выходцы из деревень – прислуга, девушки из кондитерских.

Были среди проституток многочисленные простушки, часто выходцы из деревень – прислуга, девушки из кондитерских.

Основным источником пополнения обитательниц публичных домов были все-таки низшие сословия - их контингент, как правило, составляли крестьянки и мещанки, - необразованные, не умеющие и не знающие ничего, кроме своей основной профессии, женщины. "Архив судебной медицины и общественной гигиены" отмечает что "публичные женщины религиозны лишь в бытовом смысле слова… они стараются не принимать гостей на Пасху, иногда спрашивают, есть ли у тех крест..." Изредка, очень редко, попадались и представительницы дворянства или просто интеллигентные, образованные женщины, но это были исключения. Именно поэтому цены на обладание «интеллигентной проституткой» достигали тысячи рублей - изысканный деликатес на любителя и стоил соответственно.

Публичный дом был заведением серьезным. Он не должен был иметь никаких вывесок, расстояние от него до церквей, школ и училищ должно было быть "достаточно большим". Внутри публичного дома разрешалось иметь пианино и играть на нем. Все остальные игры были запрещены, особенно настороженно упоминались тут шахматы. Также было запрещено украшать дом портретами царственных особ.

Существенную часть дохода известным в Нижнем Новгороде фотографическим мастерским, в том числе знаменитому салону Дмитриева, доставлял бизнес по изготовлению рекламных карточек актрис ярмарочных балаганов и персонала публичных домов. Фотокартотека нижегородской полиции, содержащая, по некоторым данным, более 9000 персоналий, была выброшена из Горьковского областного архива в 60-е гг, но спасена начальником фотослужбы архива. К началу 2000 гг. находилась в его частной коллекции.

Существенную часть дохода известным в Нижнем Новгороде фотографическим мастерским, в том числе знаменитому салону Дмитриева, доставлял бизнес по изготовлению рекламных карточек актрис ярмарочных балаганов и персонала публичных домов.
Фотокартотека нижегородской полиции, содержащая, по некоторым данным, более 9000 персоналий, была выброшена из Горьковского областного архива в 60-е гг, но спасена начальником фотослужбы архива. К началу 2000 гг. находилась в его частной коллекции.

Класс дома терпимости зависел от уровня сервиса: число дам «в соку» (от 18 до 22 лет), наличие «экзотики» («грузинских княжон», «маркиз времен Людовика XIV», «турчанок» и т.п.), а также сексуальными изысками. Само собой, отличались и мебель, и женские наряды, вина и закуски. В борделях первой категории комнаты утопали в шелках, а на работницах сверкали кольца и браслеты, в публичных домах третьего разряда на кровати был лишь соломенный матрас, жесткая подушка и застиранное одеяло.

Делились бордели на три категории: высшая оплата до 12 рублей (не более 7 человек в сутки), средняя до 7 рублей (до 12 человек), низшая до 50 коп. (до 20 чел. в сутки). Неисполняющих требования проституток заключали под стражу в уже упомянутый "Калинкин дом". Т.к. проституция считалась официальной профессией, то публичные дома облагались налогом.
Оговаривался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке, 1/4 - девушке.

В одном из  дорогих домов терпимости  комнаты отделали зеркалами. Туда собиралось несколько пар, зажигали спиртовые светильники, и начиналась попойка. Через некоторое время куртизанки принимались танцевать и раздеваться… в конце концов, все кончалось оргией, многократно отраженной в зеркалах при дрожащем свете спиртовок. Говорят, «аттракцион» пользовался популярностью/

В одном из дорогих домов терпимости комнаты отделали зеркалами. Туда собиралось несколько пар, зажигали спиртовые светильники, и начиналась попойка. Через некоторое время куртизанки принимались танцевать и раздеваться… в конце концов, все кончалось оргией, многократно отраженной в зеркалах при дрожащем свете спиртовок. Говорят, «аттракцион» пользовался популярностью.

Из Правил содержательницам борделей, утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:

1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.
2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.
8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет...
10. Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлению последними бордели...
15. Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего по обстоятельствам, ширмами...
20. Содержательница подвергается также строгой ответственности за доведение живущих у ней девок до крайнего изнурения неумеренным употреблением...
22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.
23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.

Проститутки были не просто «жертвами общественного темперамента», они составляли особый разряд общества - так называемых «разрядных женщин». Хочешь заниматься первой древнейшей профессией - на здоровье, но будь любезна встать на учет в полиции, сдать паспорт, а вместо него получить знаменитый «желтый билет» - официальное свидетельство того, что эта женщина больше не относится к числу «порядочных», скатившись в категорию отверженных обществом, и что полиция не только может, но даже обязана регулярно организовывать регулярные медицинские осмотры. Билетным предписывалось посещать баню, не уклоняться от медицинского освидетельствования, и ни в коем случае !!! не использовать косметики.

Власти были к ним, впрочем, были лояльны : в кабинеты для осмотра разрешали приходить под вуалью, а в документе 1888 года, переизданном в 1910 году, инструкции Министерства Внутренних Дел для чинов сыскных отделений говорилось : п. 18 « …каждый чин сыскной полиции при исполнении … должен быть с лицами женского пола вежлив, серьезен и сдержан в особенности».

Публичные дома в Москве до революции

Эта легендарная дама на картине, овеяна таинственностью... присутствовала, бывало, на коробках с конфетами в СССР, есть не кто иная, как дорогая проститутка в царской России. Пустое место в экипаже рядом с женщиной всегда означало "приглашение". Приличным женщинам ездить без сопровождения было нельзя. Если не с родственниками, так с прислугой.

Иван Крамской (1837–1887). «Неизвестная» (1883). На этой картине, часто украшавшей крышку шоколадных конфет в советское время, изображена проститутка, вернее, камелия — высший ранг женщин свободного поведения. Камелии отдавали себя на содержание богатым любовникам. Бывало, к ним переходило немалое состояние их обожателей. На полотне видно, что левое место в коляске свободно — это был знак «ищу партнера-спонсора», приличные дамы так никогда не ездили: место рядом предназначалось для мужа или прислуги

До середины 18-го века нравы в России были очень строгие. Хоть продажные женщины были во все времена, но с таким явлением государство боролось , как могло, и разными методами. Широкое распространение проституция приходит в страну в годы правления Петра 1, впрочем в это же время начинается и борьба с ней. В 1716 году он категорически запрещает проституцию в полках, солдатам же отказывает в бесплатном лечении от венерических болезней. В 1700 году Петр 1 издает указ, по которому всех проституток Москвы высылают из города в Иркутск и обязал этих женщин носить желтые платья, чтобы быть отличными от других. Но в 1844 году уже сложилась обстановка призывающая отказаться от полного запрета публичных домов, создавать таковые с регулированием чистоты и порядка. В 1857 году открывается "Дом милосердия" для несовершеннолетних куртизанок (возраст которых младше 16 лет) для обучения их древнему ремеслу. В те времена бордель обладал серьезным статусом и должен был соблюдаться ряд требований: нельзя бордели размещать ближе, чем 300 м от школ и церквей, не размещать никаких вывесок. Публичные дома облагались налогом и открывались только с разрешения полиции.

Существовали тайные публичные дома, как и сейчас, как в СССР. Дамы полусвета никем не контролировались, под ударом заражения венерическими заболеваниями оказались офицеры, пользующихся услугами домов терпимости. Это заставило правительство в 1843 году издать указ, который узаконил проституцию. С этого времени проститутки стали находиться под государственный медицинским контролем, вставая на учет в полиции. Женщинам выдавался "желтый билет" вместо паспорта.Обладательнице такого документа был практически запрещен выход в город, зато по требованиям сети заведений, чтобы у клиентов не возникла скука, дамы перемещались из одного заведения в другое до трех раз в год.

Дома терпимости были открыты с 17.00. Существовали заведения 3-х категорий. В самых дешевых час любви стоит 30-40 копеек, за ночь брали 1-2 рубля. Это были ,так называемые, притоны. Бордели 2-й категории стоили 1–2 и 2–5 руб. соответственно. Самые дорогие и роскошные брали с клиентов от 3 до 5 рублей, ночь - от 3 до 5 рублей.

правительство в 1843 году издало указ, который узаконил проституцию

Девушек в борделе было немного, в крупных городах - до 10 человек на одно заведение, примерно столько же длилась в среднем и жизнь самого публичного дома. Проститутки делились на бланковых и билетных. Билетные жили в доме мадам на пансионе, 2 раза в неделю проверялись у врача. Бланковые снимали квартиру и могли передвигаться по городу под контролем своего сутенера.

Район Сретенской горы, что находится между нынешним проспектом Сахарова и Цветным бульваром, в дореволюционной Москве и был той самой злачной Москвой с красными фонарями. Здесь и сконцентрировались когда-то все публичные дома города: на Грачевке , Сретенском бульваре, в Головином, Соболевом и Пильниковом переулках.

Известнейший публичный дом в Москве располагался на углу Плотникова переулка На барельефах этого здания изображены русские писатели, якобы посещавшие это заведение. Там можно найти Пушкина, Толстого и Гоголя))) Последние позционировали себя всокоморальными людьми, и как попали в сомнительный ряд, неизвестно.

Известнейший публичный дом в Москве располагался на углу Плотникова переулка.
На барельефах этого здания изображены русские писатели, якобы посещавшие это заведение. Там можно найти Пушкина, Толстого и Гоголя))) Последние позционировали себя высокоморальными людьми, и как попали в сомнительный ряд, неизвестно.

Популярный публичный дом "Рудневка" на Соболевом(Большой Головин переулок) славился шиком и роскошью. Фаворитом посетителей был "Турецкая" комната, обитая коврами. Секс там зашкаливал - по 15 рублей за час! "Хорошим тоном" считалось и побывать в доме терпимости «Мерц» в Пильниковом переулке (Печатниковом). На Петровском бульваре находился бордель Эмилии Хатунцевой, который пользовался ОСОБОЙ популярностью у любителей экзотики. Удовольствие там стоило дорого — в Москве это был единственный бордель, где практиковались «садистические акты». Высоко котировался и публичный дом «Нимфа», что располагался на Цветном бульваре в нынешнем здании издательства «Искусство». Но большая часть московских заведений — 97 из 105 — была на Драчевке, которая с 1907 г. стала называться Трубной улицей.

Трубная площадьТрубная площадь. Справа - дом, на углу Цветного бульвара, в котором находился трактир "Ад".

«В ряду различных характерных закоулков Москвы… Грачевка (Драчевка тож, от церкви Николы на Драчах), как кажется, занимает самое почетное место. Между многоразличными московскими приютами падшего человека… нет ничего подобного грачевскому "Аду". По гнусности, разврату и грязи он превосходит все притоны…» — такая характеристика давалась этому месту в книге «Московские норы и трущобы». «Адом» называли полуподвальный этаж гостиницы «Крым». Об утонченной эротике и прочих «камасутрах» в драчевских шалманах речи даже не велось — основной контингент «барышень» составляли подмосковные крестьянки, или, как их называли тогда, «матрешки». Да и клиенты, как ни странно, не особо гнались именно за чувственными удовольствиями — основной доход бордели получали от торговли спиртным. Мужчины же чаще всего приходили туда отдохнуть в широком смысле, как в клуб: пообщаться с приятелями и выпить шампанского с разбитными «мамзельками». Кстати, неизвестно по какой причине, профессиональное имя подавляющего большинства мамзелек было Лулу. Когда отработавшую свой ресурс мамзельку выкидывали на улицу, она называлась «шалавой» и лишалась профессионального статуса. Но, пока условная Лулу пахала на «мамочку», ее заработок был весьма высок — в среднем около 40 руб. в месяц. Для сравнения: прядильщица на Трехгорной мануфактуре получала 15–20 руб., а поденщица и того меньше, так что старания всевозможных ревнителей общественной нравственности напарывались на желание легких денег и результатов не приносили.

Вокруг "Ада" сформировалась особая преступная среда проституток, промышляющих клофелином. Все было так запущено, то в 1866 году и бордель, и гостиницу закрыли по приказу свыше. Вообще, количество преступлений на злачном пятачке стало зашкаливать, поэтому в 1906 году решили порочные дома рассредоточить, и лицензии выдавали только в Хамовники, Мещанский, Сущевский и Пресненский районы. Несмотря на протесты жителей других районов, притоны переселили. В 1908 году, началась капитальная реконструкция Драчевки — большую часть зданий снесли, чтобы застроить освободившуюся землю многоэтажными доходными домами со всеми удобствами. Не желая отпугнуть потенциальных покупателей жилплощади имевшим дурную репутацию словом «Грачевка», улицу переименовали в Трубную. Маневр удался, квартал стал тихим и спокойным — таким, в общем, и остается по сей день. О старой Грачевке напоминало только чудом сохранившееся здание «Крыма» — удивительно, но оно дожило аж до семидесятых годов XX века. Снесли "Ад" в "Крыму" только перед Олимпиадой)))

Популярный публичный дом Рудневка на Соболевом(Большой Головин переулок)

Три века российской проституции

В СССР проституция должна была отмереть.

В СССР проституция должна была отмереть.

Древнейшей назвал профессию проституток писатель Редьярд Киплинг. Но хотя свободные интимные отношения и были составной частью некоторых языческих культов, собственно торговля интимными услугами имеет не столь почтенный возраст. Рынок сексуальных услуг не мог появиться раньше товарно-денежных отношений. В России профессиональная проституция возникла в конце XVII века. С построением коммунистического общества товарно-денежные отношения, а вместе с ними и проституция должны были отмереть. Впрочем, о полной и окончательной победе над этим пережитком капитализма отрапортовали досрочно.

От хобби к профессии

В средневековых источниках встречаются упоминания о занимавшихся проституцией "бродячих женщинах". Стражам порядка вменялось в обязанность задерживать их и отправлять на принудительные работы ("отсылать на прядильный двор"). В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором обязал городских объездчиков следить, чтобы "на улицах и в переулках бляди не было". Тем не менее считается, что до Петра I проституции в России почти не существовало. Однако в средневековой Руси не было и массового спроса на услуги проституток. Лишь в результате петровских реформ, когда в России возникли большие сообщества неженатых мужчин (солдаты, матросы, чиновники), появился и стабильный рынок сексуальных услуг.

В царствование Николая I проституцию в России признали терпимой, подчинив её врачебно-полицейскому надзору

В царствование Николая I проституцию в России признали терпимой, подчинив её врачебно-полицейскому надзору.

Первый аристократический публичный дом был открыт в Петербурге в конце 50-х годов XVIII века. Его основательницей была немка из Дрездена, которая сняла роскошный дом на Вознесенской улице и набрала штат девушек-иностранок. Заведение погубил скандал: одна из женщин, завлеченная сюда обманом, подала жалобу на высочайшее имя.
Екатерина II отличалась прагматизмом — ее беспокоило прежде всего распространение сифилиса среди солдат. В подписанном императрицей "Уставе городского благочестия" учреждался обязательный медицинский осмотр публичных женщин и оговаривалось, в каких районах столицы они могут осуществлять свою трудовую деятельность.
Павел I, известный любовью к мундирам и знакам отличия, даровал проституткам спецодежду. Публичные женщины были обязаны под страхом тюремного заключения носить специальное желтое платье. В этих нарядах проститутки щеголяли недолго, однако именно с того времени желтый цвет стал символом профессии. Появившееся позже медицинское свидетельство публичной женщины стали называть "желтым билетом".
Кстати, согласно законам Солона (VI век до н. э.), афинские проститутки носили специальное платье и окрашивали волосы в желтый цвет. Античные корни имеет и красный фонарь над входом в публичный дом. Первоначально на месте фонаря вывешивалось выкрашенное в красный цвет изображение фаллоса.

Государственный контроль

В 1914-1917 г.г. почти половина городской молодежи начинала половую жизнь с визита к проститутке.

В 1914-1917 г.г. почти половина городской молодежи начинала половую жизнь с визита к проститутке.

Легализация проституции означала, что государство отныне будет контролировать этот вид трудовой деятельности. При Николае I была создана жесткая система медицинского и полицейского надзора за публичными женщинами. Государство не стеснялось два раза в неделю заглядывать проституткам под юбку, но не считало возможным заглянуть к ним в карман, полагая, что брать налог с денег, заработанных развратом, безнравственно.
Унизительность принудительных осмотров, которые проходили прямо в полицейских участках, возмущала прогрессивную общественность, и в 1909 году они были отменены. Прогрессивная общественность праздновала победу, однако сами проститутки не разделяли всеобщей радости. Некоторые из них даже пробовали бороться за восстановление осмотров, поскольку страх заразиться отпугивал многих клиентов. Сохранилось коллективное письмо 600 саратовских проституток, которые, воспользовавшись дарованной Февральской революцией свободой, "ходатайствовали перед революционным и городским общественным управлением о разрешении открыть снова притоны и возобновить врачебные осмотры".

Публичный дом

Женщины, жившие в публичном доме, освобождались от многих бытовых проблем: хозяйка обеспечивала им кров, охрану, одежду и т. п. Однако перед содержательницей дома (по закону содержать публичный дом могла только женщина) проститутки оказывались совершенно бесправными. Задолжав хозяйке, они не имели возможности покинуть дом и фактически попадали в рабство.

Публичный дом был заведением серьезным.

Публичный дом был заведением серьезным.

По стоимости услуг и уровню обслуживания публичные дома делились на три категории. Обязательным атрибутом дорогих заведений была мягкая мебель. Женщины были хорошо и дорого одеты. За один визит посетитель мог оставить здесь до 100 рублей. За сутки одна женщина принимала не больше 5-6 посетителей.
Посетителями заведений среднего класса были чиновники, студенты, младшие офицеры. Стоимость услуг здесь колебалась от одного до трех рублей за "время" и от трех до семи рублей за ночь. Суточная норма проститутки составляла около 10-12 посетителей.
Дешевые заведения были ориентированы на солдат, мастеровых и бродяг. Здесь расценки составляли 30-50 коп., а суточная норма доходила до 20 и более человек.

Секс-история государства Российского.

Секс-история государства Российского.

Доходы проституток были достаточно высокими. В начале века живущая в публичном доме недорогая проститутка получала в среднем 40 рублей в месяц, в то время как работница текстильной фабрики — 15-20 рублей. Ежемесячный доход дорогой проститутки мог составлять 500-600 рублей.
В конце XIX века в России было около 2 тыс. зарегистрированных публичных домов. Однако к началу XX века под давлением общественного мнения их число уменьшилось. Так, если в Петербурге в 1876 году было 206 публичных домов, то в 1909 году — всего 32.
Однако это не значит, что проституток стало меньше. Все больше становилось женщин, которые работали самостоятельно. Как правило, зарегистрированная проститутка снимала комнату, куда и приводила клиентов. Иногда женщины кооперировались с извозчиками, которые за определенную плату искали им клиентов среди подвыпивших посетителей ресторанов. "Желтый билет" (медицинская карта) был основным документом зарегистрированной проститутки. Скрыть профессию от окружающих (например, от квартирной хозяйки при прописке) было невозможно. Поэтому многие "индивидуалки" старались избежать регистрации. Промысел самодеятельных проституток мог контролироваться сутенерами, которых в дореволюционной России называли "котами".

Отдел кадров

Проститутки вдохновляли как поэтов, так и художников. Б.Григорьев

Проститутки вдохновляли как поэтов, так и художников. Б.Григорьев "Улица блондинок".

В 1914-1917 г.г. почти половина городской молодежи начинала половую жизнь с визита к проститутке
По социальному происхождению большинство проституток были из крестьян. Отправившиеся в город на заработки девушки часто не находили работы, а на вокзалах и около фабрик их отслеживали специальные вербовщики. Часто девочек и девушек обманом увозили в город, обещая им помощь в трудоустройстве. Известен случай, когда при медицинском освидетельствовании перед поступлением в публичный дом выяснилось, что кандидатка девственница. Оказалось, что девушка просто не имела понятия о характере работы.
По данным обследований, проводившихся в 90-е годы XIX века, из богатых семей происходило 0,9% проституток, из семей со средним достатком — 15,6%, из бедных — 83,5%. Бывшие профессии проституток: домашняя прислуга — 45%; швеи и портнихи — 8,4%, фабричные работницы — 3,7%; чернорабочие и поденщицы — 2,4%; безработные — 6,4%. 23% проституток начали профессиональную деятельность до 16 лет.

Униженные и оскорбленные

Место падшей женщины в русской культуре XIX — начала XX веков определялось тем, что прогрессивная общественность всегда любила униженных и оскорбленных. В проститутке видели жертву социальной несправедливости, торгующую собой, чтобы прокормить своих близких. О падшей женщине пишет не только Достоевский, но и Чехов, Толстой, Куприн, Леонид Андреев и др.

Дома терпимости

Дома терпимости

Поскольку в России границы между литературой и жизнью были весьма расплывчатыми, спасением падших женщин стали заниматься не только писатели, но и читатели. Чтобы вернуть проституток к нормальной жизни, романтически настроенные молодые люди на них женились. Такие браки можно считать своеобразной формой хождения в народ. Из филантропических соображений женился на проститутке лейтенант Петр Шмидт, возглавивший в 1905 году восстание на крейсере "Очаков". В публичном доме "Под ключом" некоторое время трудилась вторая жена Некрасова Ф. А. Викторова. В мемуарной литературе можно найти рассказы о Ходасевиче и Белом, которые кормили в одном из петербургских ресторанов приставшую к ним на улице публичную женщину. Горький описал сцену, когда проститутка заснула на коленях у Блока, а тот долго оберегал ее сон.
Современному читателю непросто распознать в героине блоковской "Незнакомки" даму легкого поведения, выехавшую на отхожий промысел в дачные Озерки. Между тем для современников профессия Незнакомки была вполне ясна. После появления этого стихотворения многие уличные женщины, представляясь клиентам, называли себя Незнакомками.

Революционная романтика

Александра Коллонтай отказывалась призновать проституцию профессией.

Александра Коллонтай отказывалась призновать проституцию профессией.

Революционное правительство относилось к институту семьи неоднозначно. "Сохранится ли семья в коммунистическом государстве? Будет ли она точно такая, как сейчас? — спрашивала в 1918 году Александра Коллонтай.— Этот вопрос мучает многие сердца женщин рабочего класса, заботит он и товарищей мужчин". Коллонтай и другие партийные теоретики считали семью буржуазным институтом и требовали открыть "дорогу крылатому Эросу". Если бы мечты товарища Коллонтай сбылись, проституция была бы обречена. Этот род деятельности должен был стать не профессией, а хобби. "Для нас, для трудовой республики,— писала Коллонтай,— совсем неважно, продается ли женщина одному мужчине или многим сразу, является ли она профессиональной проституткой, живущей не на свой полезный труд, а на продажу своих ласк законному мужу или приходящим, сменяющимся клиентам, покупателям женского тела. Все женщины—дезертирки труда, не участвующие в трудовой повинности... подлежат на равных основаниях с проститутками принудительной трудовой повинности. И тут мы не можем делать разницы между проституткой или наизаконнейшей женой, живущей на содержании своего супруга, кто бы ни был ее супруг, хотя бы и сам 'комиссар'".
Провести сексуальную революцию во всероссийском масштабе не удалось, однако в провинции власти иногда делали попытки законодательно оформить отказ от института семьи. "С 1 мая 1918 года,— говорится в одном из таких актов,— все женщины от 18 до 32 лет объявляются государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого взыскания зарегистрироваться в бюро 'свободной любви' при комиссариате призрения. Зарегистрированной в бюро 'свободной любви' предоставляется право выбора мужчины в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители... Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет предоставляется право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже без согласия последних, в интересах государства. Дети, произошедшие от такого сожительства, поступают в собственность республики".

половой вопрос

Конечно, на практике такого рода акты не исполнялись. Однако для характеристики отношения новых властей к проблеме брака и семьи этот документ весьма показателен.
Полная свобода разрушила устоявшуюся структуру промысла. В 20-е годы с целью предотвращения эпидемий местные власти начинают явочным порядком проводить среди проституток принудительные медицинские осмотры. В 1923 году в Петрограде пытались создать специальную милицию нравов. Много шума наделал приказ коменданта Кронштадта, который в целях профилактики проституции распорядился провести поголовное освидетельствование всех проживающих в крепости женщин на предмет установления девственности.
Как бы то ни было, во время гражданской войны и военного коммунизма проститутки исчезли с улиц. Объяснялось это несколькими причинами. Во-первых, политика военного коммунизма свела на нет роль денег, а профессиональная деятельность публичной женщины при господстве натурального обмена сильно затруднена. Трудно представить себе посетителя публичного дома, который расплачивается мешком картошки, бутылью керосина или куском сала. Во-вторых, в результате войны и революции резко уменьшилось число молодых мужчин, нуждающихся в такого рода услугах. В-третьих, отказ от института церковного брака и чрезвычайная легкость разводов разрушили границу между случайной связью и законным браком. "Временные жены" составляли профессиональным проституткам серьезную конкуренцию. Данные опросов показывали, что популярность публичных женщин среди молодежи резко сократилась. Так, если в 1914-1917 годах 47% городской молодежи начали половую жизнь со связи с проституткой, то в 1921-1923 годах эта цифра упала до 6%.
С началом НЭПа спрос на продажную любовь резко возрастает. Постепенно восстанавливается организационная структура промысла, вновь появляются "зухеры" — маклеры, занимающиеся торговлей женщинами, и "коты".

Но социальный состав проституток изменился. Если до революции подавляющее большинство составляли крестьянки, то теперь их место заняли сотрудницы бесконечных советских контор. Получая мизерное жалованье, эти женщины таким образом пополняли свой бюджет. Прошедшие в 20-е годы массовые сокращения служащих сделали временную работу постоянной.

"Коммунизм — могила проституции"

Согласно официальной точке зрения, проституция являлась пережитком капитализма и в числе прочих пережитков подлежала ликвидации. Раньше проститутки были "ничем", теперь они, как пелось в песне, должны были стать "всем". В новой системе идеологических ценностей они оказались теми, кого революция хотела облагодетельствовать в первую очередь.
В опубликованных в 1919 году "Тезисах межведомственной комиссии по борьбе с проституцией" декларировалось: "1. Проституция тесно связана с основами капиталистической формы хозяйства и наемным трудом. 2. Без утверждения коммунистических основ хозяйства и общежития исчезновение проституции неосуществимо. Коммунизм — могила проституции. 3. Борьба с проституцией — это борьба с причинами, ее порождающими, т. е. частной собственностью и делением общества на классы".
Государство стояло на страже интересов публичных женщин. Так, витебская комиссия по борьбе с проституцией обязала предприятия в первую очередь трудоустраивать и предоставлять жилплощадь не работницам с детьми, а проституткам, чтобы отвлечь их от своего ремесла. Трудно сказать, насколько широко была распространена подобная практика, однако известны случаи, когда малообеспеченные женщины выдавали себя за проституток, чтобы воспользоваться социальными льготами.
Для проституток создавались специальные артели, открывались профилактории. Во главе одного из них стояла М. Л. Маркус — жена С. М. Кирова. Мария Львовна ревностно следила, чтобы ее подопечные не сбегали по ночам на работу, и задерживалась для этого до полуночи. В таких случаях к профилакторию для проституток подъезжала горкомовская машина, и первый секретарь сам увозил супругу домой.

На этой фотографии изображены проститутки Архангельска 1920-х годов
На этой фотографии изображены проститутки Архангельска 1920-х годов.

В 1922 году был принят Уголовный кодекс, который позволял привлекать к ответственности сутенеров и содержателей притонов. Новый закон широко применялся: в 1924 году было наказано 618 человек, в 1925 году — 813.
Постепенно в борьбе с проституцией все большую роль начинали играть "бойцы невидимого фронта". Быт профилакториев стал напоминать лагерный, а в октябре 1937 года профилактории для нищих и проституток вошли в систему ГУЛАГа.
Резко сменился и тон агитации. Если в 20-е годы борьба с проституцией шла под лозунгами строительства новой жизни, то теперь любое нарушение норм коммунистической морали начинает рассматриваться как политическое преступление. "Известны случаи,— писала в 1938 году 'Комсомольская правда',— когда троцкистско-бухаринские шпионы и диверсанты умышленно насаждали пьянки и бытовое разложение". Таким образом, аморальное бытовое поведение приобретало статус государственного преступления. Тут и до "вышки" недалеко.

проститутки Архангельска 20-х годов

Благодаря усилиям карательных органов организованные формы проституции были уничтожены. Однако как нелегальный бизнес она продолжала существовать.
То, что в СССР существует проституция, было признано лишь в 1986 году. В годы перестройки эта тема становится модной, причем торговля телом часто воспринимается как способ противостояния тоталитарной идеологии. Но романтический период быстро закончился, а реалистический так и не наступил. Сегодня только в Москве в проституцию вовлечены 60-80 тыс. человек. Месячный оборот столичной проституции, по разным оценкам, составляет $15-50 млн.
АЛЕКСАНДР МАЛАХОВ, Журнал "Коммерсантъ Деньги", №17-18 (321-322), 05.05.2001
При подготовке статьи использованы материалы С. И. Голода, И. А. Голосенко, Н. Б. Лебиной и М. В. Шкаровского.

Диссертант приходит к выводу, что наряду с совершенствованием мер запретительного характера в отношении проституции на основе глубокого и всестороннего исследования этого явления, с учетом экономических факторов, психо-физиологических особенностей как самих проституток, так и лиц, пользующихся их услугами, используя опыт дореволюционной России и других государств, а также нормы международного права, необходимо разработать концепцию государственного контроля за проституцией. В противном случае борьба с ней будет походить на борьбу с

Диссертант приходит к выводу, что, необходимо разработать концепцию государственного контроля за проституцией. В противном случае борьба с ней будет походить на борьбу с "ветряными мельницами".

Доктор юридических наук Валерий Владимирович Лысенко в своей докторской диссертации приходит к выводу, что наряду с совершенствованием мер запретительного характера в отношении проституции на основе глубокого и всестороннего исследования этого явления, с учетом экономических факторов, психо-физиологических особенностей как самих проституток, так и лиц, пользующихся их услугами, используя опыт дореволюционной России и других государств, а также нормы международного права, необходимо разработать концепцию государственного контроля за проституцией. В противном случае борьба с ней будет походить на борьбу с "ветряными мельницами".

проституция приятней

Хотя и в России, как и например в Германии проституция есть и, видимо, будет всегда, доход от нее Росстатом никак не учитывается – впрочем, как и прочие преступные виды деятельности. В ФРГ, где интимные услуги имеют легальный статус, этот рынок оценивается примерно в 5% ВВП. Другой пример – Греция, где экономика оказалась больше сразу на четверть после включения в расчеты ВВП некоторых частей черного рынка: проституции, контрабанды алкоголя и сигарет, а также отмывания денег. Таким образом, легализация проституции улучшает экономические показатели ряда стран и снижает преступность.

Форум: “Легализация проституции: за и против”

4 декабря 2012 года в Москве прошел форум “Легализация проституции: за и против”, организованный Фондом поддержки духовного оздоровления общества «Полиция нравов».

C докладами выступали: Ольга Крыштановская — доверенное лицо В.Путина, академик Академии политической науки, лидер женского движения «Отличницы»; Петр Мамонов – артист, музыкант, философ; Елена Мизулина — председатель Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей; Мария Арбатова — писательница, драматург, телеведущая, публицист, активная деятельница феминистского движения; Юрий Куклачев — народный артист России, народный учитель России; доктор Гилберт Крауз – ведущий эксперт по семейной политике в Министерстве здравоохранения и социальных услуг США; доктор Дженис Крауз – президент женской организации США «Небезразличные женщины за Америку»; Алексей Лунев – адвокат; Татьяна Огородникова – к.п.н., писатель, продюсер.

На Конференции “Легализация проституции: за и против” под девизом "Узаконим проституцию - соберем налоги" обсуждался законопроект о государственном контроле в сфере сексуальных услуг. Сторонники легализации проституции считают, что в этом случае власти выведут из тени миллиардный бизнес, дадут социальные гарантии и защиту участвующим в секс-индустрии женщинам и обеспечат безопасность их клиентам.

В ходе обсуждения идею законопроекта поддержал депутат Госдумы от партии "Единая Россия" Иосиф Кобзон. Однако он раскритиковал предложенный документ, который, по его мнению, следует изменить и дополнить. В то же время известный певец усомнился, что подобный закон сможет пройти все необходимые инстанции. Как только правительство почувствует, что нужно будет из бюджета выделить средства для этой сферы, он будет "забаллотирован", считает Кобзон.

О проблемах проституток рассказала представитель неофициального "профсоюза работников секс-индустрии" "Серебряная роза" Оксана Ярцева. Она заявила, что главной статьей расходов жриц любви являются взятки полицейским. По ее словам, часть денег проститутки платят адвокатам, потому что боятся преследования. По мнению Ярцевой, проституция в России "уже фактически легализована" - только налоги идут "не в карман государства, не на пенсии или строительство дорог", а "в карман коррупции".

Отец Димитрий Смирнов и директор Театра кошек Юрий Куклачев на форуме «Легализация проституции: за и против» Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Отец Димитрий Смирнов и директор Театра кошек Юрий Куклачев на форуме «Легализация проституции: за и против»
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, известный своими скандальными высказываниями, - предложил решать проблему суровым наказанием представителей секс-индустрии. По мнению священнослужителя, проституток надо сажать лет на пять, организаторов борделей - сначала лет на 10, повторно - на 25 лет, а потом пожизненно.

Де-факто в России открыты тысячи публичных домов под видом стриптиз-баров и массажных салонов. В индустрию секс-услуг вовлекаются дети и подростки. Вопрос о легализации проституции в России время от времени поднимается на разных уровнях, однако, именно сейчас ситуация назрела таким способом, что решать ее нужно немедленно. «Полиция нравов» предложила разработать и принять закон «О проституции», проект которого обсуждали на форуме.

Во время форума в одном из залов особняка Барышникова (ул. Мясницкая, д. 42, пресс-центр «АиФ») была развернута экспозиция редких гравюр величайшего французского импрессиониста Эдгара Дега — сцены из жизни «закрытых заведений» Парижа XIX века, из собрания московского коллекционера Юрия Петухова.

Владимир Зажмилин, заместитель председателя фонда “Полиция нравов”: «Легализация проституции – неплохая идея. У неё масса плюсов. В том числе то, что все люди, которые на данный работают нелегально, смогут работать легально. Бюджет сможет получить огромные денежные средства. Безопасность граждан возрастёт с точки зрения медицины, потому что люди, оказывающие подобные услуги, будут подлежать специальному контролю. Но, к сожалению, наше государство и наше общество на данный момент к этому не готово. Прежде всего – с морально-этической точки зрения. К введению штрафов оно больше готово. Потому что всё-таки государство говорит о том, что надо бороться с этим явлением и бороться жёстко.

ОПАСНАЯ ПРОФЕССИЯ

девушки приехали в Москву из небольших городов

Юлия Латынина (эфир 20 апреля 2013 года):
Несколько недель назад Сергей Канев – это спецкор «Новой газеты» - он опубликовал статью о том, как охранники Кадырова похитили российского гражданина, пытали, насиловали бильярдным кием в специально для того оборудованной пыточной. Возглавлял все это начальник охраны Кадырова в Москве по прозвищу «Бес» Зелимхан Исраилов. До этого Исраилов уже засветился в нескольких инцидентах, расстреляв в Москве автобус, убил водителя машины, с которой попал в ДТП, устроил перестрелку в кафе. Остался он во всех этих случаях совершенно безнаказанным, в том числе и в этом, потому что дело контролировал лично Бастрыкин и сейчас еще до суда подозреваемые выпущены под подписку.

А фсбшники, которые вели следствие, от горя слили все Каневу, включая фото членов банды на фоне миллионов долларов с пистолетами, и пригрозили объявить забастовку.

Вот на прошлой неделе Канев опубликовал продолжение, из которого следует, что пытали в доме, который расположен в поселке Мещерское. Что дом принадлежит, кстати, бывшему боевику, воевавшему в Чечне. Что пытки там происходили регулярно. Канев взял интервью у предпринимательницы, у которой вымогали машину. Она категорически отказалась говорить о пережитом ужасе. А также о сутенерше, которая рассказала, как 4-х ее девочек вызвали в Президент-отель, после чего двум все порвали, они лечились в Израиле, а двух вообще не нашли.

Вот у меня вопрос к товарищу Бастрыкину, считает ли Бастрыкин нормальным расстрелы автобусов, убийства водителей, пытки, поставленные на поток? Вот, Президент-отель принадлежит управлению делами президента. В него не войдешь без бумажки. Считает ли Бастрыкин нормальным, что из суперохраняемого места, которое принадлежит управлению делами президента, в котором проводятся важные встречи, выносят трупы девушек? Ну, поскольку никакой реакции от Следственного комитета на все эти истории нет, ну, видимо, считает нормальным.

То есть что я хочу сказать? Следственный комитет, мы видим, не интересуют безнаказанные убийства и пытки. Не интересуют его там трупы девушек, которые выносят из Президент-отеля, не интересует, когда людей кроме следователей заказывают еще и киллерам. Не интересуют там возможные манипуляции ценой российской нефти. Интересует его одно. Вот, чтобы все люди, которые это делают – убивают, заказывают киллерам, манипулируют рынком – имели возможность это продолжать делать безнаказанно. Вот, попытка помешать этому как этому пытается помешать Навальный является с точки зрения Следственного комитета, видимо, преступлением. Ну, собственно, это исчерпывающе характеризует режим и то, чем занимается Следственный комитет.

Сергей Канев:

Более разговорчивой оказалась сутенерша Надежда Л. (фамилия редакции известна, не публикуем в целях ее безопасности):
— Три года назад какие-то чеченцы с автоматами забрали наших четырех девушек и сказали, что повезут в «Президент-Отель». Наташу и Лену мы больше не видели, а двух других отправили в Израиль на лечение — им все порвали.
— В правоохранительные органы обращались?
— Мы пожаловались нашей охране — а они сдрейфили, но сказали, что Наташу и Лену вроде бы закопали в лесу.
Мы разыскали московского хирурга, отправившего изувеченных девушек на лечение в Израиль, но он заявил, что «ему еще жить хочется», и отказался сообщить подробности.


По старому адресу статьи:

По новому адресу статьи:

Перейти на
главную страницу
сайта
Витьки — Сатира и жизнь

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Мы восстанавливаем сайт после хакерской атаки.
Это займет какое-то время.
Мы будем рады, если Вы зайдете к нам
через несколько дней.

Flag Counter

Подсчет посетителей начат
с 13 июля 2013 года.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

ВИТЬКИ Сатира и жизнь

© ВИТЬКИ – Сатира и жизнь.
Посвящается светлой памяти советского сатирического журнала КРОКОДИЛ.
ВИТЬКИ – Сатира и жизнь
vitkiorg@gmail.com

Все права принадлежат: Витьки © 2012, 2013
При полном или частичном ипользовании материалов ссылка на vitki.info обязательна.

 
e-mail: vitkiorg@gmail.com