ВИТЬКИ Сатира и жизнь
Темы События Персоны Аналитика Карикатуры Плакаты Анекдоты Стеб Контакты

Чудо в Сочи

Чудо в Сочи 001

Вы смотрели потрясающее открытие олимпиады в Сочи?
Вы знаете авторов этого шоу, которые остались за кадром?
Вот люди, которые сделали этот большой праздник:

Кто?

Что?

Оценка

Константин Эрнст

главный креативный продюсер церемоний
и автор сценария

4

Георгий Цыпин
ранее работал в Метрополитен-опера, Ла Скала и Большом театре

художник-постановщик
и автор сценария

4

Андрей Болтенко

режиссер-постановщик
и автор сценария

4

Андрей Насоновский

исполнительный продюсер церемоний и гендиректор Агентства

5

Ирина Прохорова

исполнительный директор

5

Джеймс Ли
работал на Олимпиаде в Лондоне

специалист по подвесным конструкциям

5+

Сильвия Хейес
известна крупными постановочными номерами в цирке Shangai

режиссер-постановщик

5+

Фил Хайс
директор воздушных постановок в Лондоне-2012

хореограф воздушных гимнастов

5+

Натан Рай
постановщик номеров в мюзиклах
«Иисус Христос — суперзвезда»,
«Мама миа»

хореограф

5+

Шана Кэролл
постановщик Цирка дю Солей

хореограф

5+

Натали Симрад
главный визажист
Цирка дю Солей

визажист

5+

Ким Баррет
художник по костюмам шоу Цирка дю Солей и фильмов
«Человек-паук»,
«Три короля», «Облачный атлас»

художник по костюмам

5+

Даниэль Эзралов

хореограф двух номеров в программе открытия «Супрематизм» и
«Я шагаю по Москве»

5+

Итоговый балл

5

Церемония показала не безумную неосоветскую РФ, в которой мы живем, а нормальную русскую национальную Россию.

Россию без Путина, без Милонова, без Мизулиной, без Яровой, без Кадырова, без общественного движения «Таджикские мигранты», возмущенных блокадников и травли современного искусства.

Россию, в которой действительно стоит жить и за которую стоит умирать. Россию, которая ВО ВСЕМ противоположна нынешней РФ.

Сценарий

Образ России без Путина

Константин Эрнст начал работать над сценарием еще до открытия Лондонской Олимпиады. За два года он сумел написать всего одну фразу: "Мы расскажем Вам историю нашей страны через сны маленькой девочки, которую зовут Любовь". Далее к делу подключились другие сценаристы и постановщики, которые сосредоточились каждый над своим "сном". А погруженная Эрнстом в летаргический сон "спящая красавица" Любовь так и не дождалась ни принца с поцелуем, ни какого-либо внятного сюжета от вконец замотанного Эрнста. Похоже, что Константину Эрнсту, который вырос в семье русского немца, биолога Льва Константиновича Эрнста, в детстве не читали никаких детских книжек и русских сказок. Ведь в любой сказке обязательно есть не только главный герой, но и сюжет, интрига, связанная с героем. Мы с волнением следим за приключениями Колобка и переживаем за красную Шапочку, спасут ли ее охотники. А в повествовании Эрнста главная героиня только куда-то летит, летит, летит и никуда не прилетает... Зритель если и переживает, то не за героиню, а за маленькую актрису, летающую на канате со страховкой.

Весь спектакль выглядел разрозненными картинками в стиле пэчворк (от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов»), как и жуткая форма олимпийцев и дизайн всего и вся, вплоть до покрывал в гостиницах для спортсменов. В сценарии никаких сцепок не было, если хотите, скреп (модное словечко сегодня). В этом смысле сценарий открытия олимпиады в Лондоне был намного гармоничнее и эстетичнее, в котором и ирония присутствовала. У нас же получилось, как всегда, по купечески.

Первый канал уличен в плагиате

Первый канал уличили в плагиате - в сюжете про открытие Олимпиады в Сочи почти дословно цитировалась статья с националистического сайта "Спутник и погром" без указания авторства. Ведущая, которую слишком сильно захватили тонкие образы, принесла свои извинения.

Сюжет, о котором идет речь, вышел в эфире Первого канала в передаче "Воскресное время". Текст статьи "Церемония открытия Олимпиады: что это было?" Егора Просвирнина цитировался телеведущей Ирадой Зейналовой как отдельными выражениями, так и целыми фразами, как, например, в части, посвященной "безумно-ярмарочному Средневековью", превращению куполов собора Василия Блаженного в пирожные, а балагана - в рэйв.

"Спутник и погром" отреагировал на плагиат видеороликом, в котором высказывалось предположение: "Учитывая, насколько важна Олимпиада для Эрнста (гендиректора Первого канала и главного продюсера церемонии открытия Игр), рискнем предположить, что Константин Львович грохнул нашу распечатанную заметку новостникам и попросил написать что-нибудь по мотивам".

В оригинальной статье говорилось о том, что организаторам Олимпиады удалось показать "Нормальную русскую национальную Россию" - "Россию без Путина, без Милонова, без Мизулиной, без Яровой, без Кадырова, без общественного движения "Таджикские мигранты", возмущенных блокадников и травли современного искусства".

"Эрефийский многонациональный евразийский морок разрушается в момент, стоит лишь только захотеть. Путин заказывал ярмарку собственного тщеславия - а вместо этого злорадные русские соорудили манящий образ России без Путина", - написал основатель "Спутника и погрома", праворадикальный блоггер Егор Просвирнин.

Ирада Зейналова

Ирада Зейналова
"Воскресное время"

Ирада Зейналова признала факт некорректного заимствования и принесла Просвирнину извинения.

"Коллеги, вынуждена признаться в невероятном. Цитировала вчера в сюжете Егора Просвирнина напропалую - талантливый текст, очень хорошая статья в sputnik&pogrom", - написала журналистка в Facebook.

По словам Зейналовой, Просвирнин нашел тонкие и верные слова, лучше которых придумать невозможно. Она принесла свои извинения и призналась, что "уже получила от руководства по полной". Ведущая Первого канала поблагодарила владельца националистического ресурса за помощь: "В этом замоте и настоящем зашоре ты так мне помог, что оторваться от твоих образов не смогла".

Егор Просвирнин

Егор Просвирнин

Церемония открытия Олимпиады: что это было?

Церемония открытия Олимпиады в Сочи — пожалуй, важнейшее культурно-массовое мероприятие в России за все последние годы.

Почему? Потому что церемония показала не безумную неосоветскую РФ, в которой мы живем, а нормальную русскую национальную Россию. Россию без Путина, без Милонова, без Мизулиной, без Яровой, без Кадырова, без общественного движения «Таджикские мигранты», возмущенных блокадников и травли современного искусства.

Россию, в которой действительно стоит жить и за которую стоит умирать. Россию, которая ВО ВСЕМ противоположна нынешней РФ.

Во-первых, никакой многонациональности. Ровно одна фраза про «родину народов» и строй этих самых народов в белых костюмах с золотым шитьем, больше всего похожих на гвардейцев будущего из новых «Звездных войн». Все остальные два с лишним часа — только Россия и русские, без единого намека на многонациональность.

Во-вторых, никакой борьбы за мораль и нравственность. Сборная выходит под песню лесби-дуэта «Тату» «Нас не догонят» (каковая песня, по сути, про побег девочек-лесбиянок от родителей) в обработке We will rock you открытого гея Фредди Меркьюри. Сборной торжественно аплодирует Путин. Полное ощущение, что все последние 3 года морально-нравственного безумия просто провалились в соседнее измерение.

В-третьих, уважение Классического Имперского Периода: прекрасный военный парад на карте петровских времен, переходящий в грандиозный Первый Бал Наташи Ростовой, заставляющий трибуны замереть от восторга. Мир смотрит на утонченных, аристократичных русских, полностью противоположных советскому образу пьяных агрессивных солдат.

В-четвертых, ВЕЛИКОЛЕПНОЕ отображение советского периода. Сначала — демонический Супрематический Театр, когда арену заливает сатанинский красный свет и наполняют десятки машин и разъятых фигур, символизирующих и индустриальный рывок, и русский авангард двадцатых. Удивительным образом мировой публике показывают действительно интересных ей авангардистов (из всего русского искусства их работы самые дорогие), с ориентацией уже даже не на массового зрителя, а на взыскательных нью-йоркских арт-критиков. Смотря Супрематический Театр, иностранец видит материал, из которого выросли захватившие внимание мира «Пусси Райот». Человек же белых взглядов видит красный индустриальный ад — что тоже неплохо.

В-пятых, лучший момент — Великая Отечественная Война. Ее… нет. Вообще. На десять секунд гаснет свет, играют прожекторы, воют сирены и… всё, следующий эпизод. Знающие люди говорят, что это связано с правилами МОК о запрете военных тем в церемониях, и что чуть ли не лично Путин просил показать дедов, которые воевали — но нет. Задолбавшая всю страну Великая Победа выпадает, но это замечаешь лишь постфактум. Более того, внезапно оказывается, что даже если Великую Победу убрать, то русским все равно есть что показывать и чем гордиться оставшиеся два с лишним часа. Пожалуй, церемония открытия (роскошная, чарующая и с прицелом на взыскательного западного зрителя) без эпизода ВОВ — самый главный удар по культу Великой Победы. «Как же мы без нее? КАК? — Да вы знаете, вообще-то нормально».

В-шестых, поствоенный период с авангардистскими газетными заголовками на полу арены, конструктивистскими декорациями, превосходным балетом (который поддерживают проецирующиеся на пол газеты) и… стилягами, врывающимися в стерильно-белый производственный сталинский мир, соединяя всю эту тоталитарную утопию с современным западным поп-зрителем, раскрывая кусочек Америки в советском парадизе. Превосходное решение, хотя лично я бы добавил больший акцент на советскую космическую программу.

Помимо этого был выезд птицы-тройки под «Весну священную» Стравинского (балет, в свое время настолько авангардный, что его не поняла даже рафинированная французская публика. Добро пожаловать в Россию, страну, где культурно-массовые мероприятия оформляются классикой музыкального авангарда!), безумно-ярмарочное Средневековье, в котором купола Василия Блаженного буквально превратились в кислотные, режущие глаз пирожные, а сам балаган — в подобие рэйва, «Страх и ненависть в Суздали», «голубь мира» с непременным «Лебединым озером» и финал со световыми фигурами под одну из тем Two Steps From Hell, главной в мире студии по эпической музыке к эпическим фильмам.

Вместе же церемония производила впечатление… нормальной России, России, переставшей идиотничать и представившей себя миру как великое европейское государство великой русской культуры (в транслировавшемся перед церемонией фильме вспоминали, например, Шагала и Эйзенштейна), предельно далекой от «Водка-Победа-Калашникофф». Мы увидели не советских — мы увидели русских, сознательно говорящих с Европой на ее языке. Мы увидели Россию, какой ее представляет наше скромное издание, национальное европейское государство, с гордостью стоящее в европейской семье народов. Без агрессии и рессантимента, но с национальным достоинством и вальяжной национальной уверенностью в себе.

Россию без Великой Победы, Православной Духовности и Евразийской Многонациональности.

И вдруг оказалось, что эта Россия, во всем противоположная путинской РФ, Россия, чей облик пропагандисты вымарывали из наших сердец, убивали саму возможность мечты о ней — вдруг оказалась, что эта Россия роскошна, чарующа и прекрасна, и что она в момент собирается из кусков РФ-реальности, стоит только кому-то сверху отдать приказ «Так, давайте в этот раз всё сделаем как русские, без припизди».

Эрефийский многонациональный евразийский морок разрушается в момент, стоит лишь только захотеть. Путин заказывал ярмарку собственного тщеславия — а вместо этого злорадные русские соорудили манящий образ России без Путина.

России для русских.

Андрей Кураев

Андрей Кураев
протодиакон

ЧЕГО НЕ БЫЛО НА ОТКРЫТИИ ОЛИМПИАДЫ

1. Несмотря на название стадиона Фишт, отсылающее к горе страданий Прометея, все же ничего прометеевского на церемонии не было. И это хорошо. Уж больно двусмысленный образ (А. Ф. Лосев вообще считал, что Прометей это богоборец-сатана).

Сны о России Сочи-2014 Церемония открытия

2. Не было там никакой кавказской темы.

Адыги, абхазы и лично тов. Саакашвили очень хотели бы, чтобы в порядке компенсации за "адыгейский геноцид" 19 века в церемонии открытия было бы как-то подчеркнуто, что Сочи это земля не очень-то и русская, что Красная Поляна - место последнего сражения адыгов с русской армией. Но никакого кавказского колорита не было вообще. Никакого автохтонного этнокультурного акцента в церемонию не было сделано. Меня это вовсе не огорчило.

Как любит повторять губернатор Ткачев: Сочи это Кубань - и точка. Сценарий открытия ясно говорит: это наша русская олимпиада вписанная в контекст нашей русской истории. Welcome.

Может, это начало поворота в кавказской политике Кремля?

Нацбанк Украины выпустил "олимпийские" монеты.

Двухгривенная монета Сочи-2014

В Музее денег Национального банка Украины состоялась презентация памятных монет " ХХII зимние Олимпийские игры" номиналом 10 грн
и 2 грн. Десятигривенные монеты изготовлены из серебра тиражом 2 тыс. штук, двугривенные - из нейзильбера, тираж - 15 тыс. штук.

Гривна монета Сочи-2014

Блоггер из подвала в Ольгино (смотри статью ПУТИН В ПОДВАЛЕ) утверждает, что "на монете выполнены снежинки в виде магендавидов.
И всего снежинок-магендавидов 12 штук. Ровно по количеству колен израилевых."

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИСТЕРИКА

Ксения Ларина

Ксения Ларина
журналист

Мне очень понравилось, что начали с дореволюционной России, то есть нам не показывали историю Советского Союза, потому что обычно мы уже к этому привыкли. Что нам показывают обязательно конницу какую-то красную, с шашками, казачий хор. И когда шел бал, и вдруг как говорит Губерниев: ой, вдруг сейчас случится что-то страшное. Я думала, как же они будут выбираться из этого, ведь сейчас должна революция. Я говорю мужу: слушай, по идее сейчас должно накрыть, должен выехать крейсер Аврора, хлопнуть выстрелом. И все красным цветом должно залиться. Приблизительно так оно и получилось. Только это здорово получилось, когда красная машина выехала. Когда все покрылось пеплом, эти люди растаяли в воздухе. Когда их не стало. Просто разлетелись в прах. Россия разлетелась в прах. И после этого выезжают эти красные шестеренки, красный квадрат, залитый кровью, это конечно впечатляет. И тут, кстати, есть много вопросов от слушателей по поводу сюжета военного, почему не было войны. Что это какая-то идеологическая диверсия. Ну вот мы уже знаем ответ на этот вопрос, как писали сотрудники Первого канала, что там был запрограммирован сюжет…

Георгий Цыпин

Георгий Цыпин

Георгий Цыпин

Родился в 1954 г. в Казахстане.

С 1979 г. Георгий Цыпин живет и работает в Нью-Йорке. В 1984 г. закончил отделение сценографии Нью-Йоркского университета, магистром искусств которого он сейчас является.

Его международная карьера в качестве театрального художника началась в конце 1980-х гг. с постановок в Вашингтоне, Чикаго и Сан-Франциско. Работал в крупнейших оперных театрах мира, оформлял спектакли в нью-йоркском театре Метрополитен-опера, Парижской национальной опере, миланском театре Ла Скала, Ковент-Гардене, на Зальцбургском фестивале. Сотрудничал с такими известными режиссерами, как Питер Селларс, Франческа Замбелло, Джулия Теймор, Юрген Флимм и Андрей Кончаловский. Плодотворным для художника стало сотрудничество с Государственным академическим Мариинским театром, где он осуществил постановки опер "Война и мир", "Игрок" С. Прокофьева, "Борис Годунов" М. Мусоргского, "Зигфрид", "Гибель богов" Р. Вагнера и др.

Его первая персональная выставка скульптуры с большим успехом прошла в 1991 г. в галерее "Твайнинг" в Нью-Йорке. В 1999 г. в рамках проекта Миллениум (Великобритания) Георгий Цыпин показал инсталляцию "Галерея планеты Земля", а в 2002 г. на Венецианской Биеннале представил проект "Театр рождает архитектуру", посвященный феномену реконструкций Большого и Мариинского, оппозиции Москва - Петербург, как пласту русской культуры. Имеет множество престижных наград и премий. Возглавляет персональную мастерскую "George Tsypin Opera Factory".

В 2002 г. в Большом театре осуществил постановку оперы "Турандот" Дж. Пуччини, а в 2004 г. принял участие в первой в Большом театре постановке оперы С. Прокофьева "Огненный ангел".

Мы не видели. Но верим на слово. Но по закону МОК тема войны в церемониях открытия и закрытия вообще не должна возникать. Я думаю, наверное, это правильно, потому что действительно все-таки если уж войны останавливали олимпийские игры в свое время, то тут конечно смешно не подчиняться этим законам. Но обрати внимание, тем не менее, эта сирена и прожектора, они дают это ощущение кошмара. И потом когда выход идет на 60-е годы, которые тоже обрати внимание, абсолютно стилизованные. Это такая мечта о прекрасной стране. Которой нет. Все в белом, как любят изображать эту эпоху оттепели. В разных вариантах. Белые, красные надписи газетные, по которым они бродят. Пионеры. Милиционер в белой форме, машины. Невероятное ощущение свежести.

Никто вам не гарантировал, что вам покажут историю РФ. Называется как: сны о России. Не кошмары, не ночные кошмары о России. Кстати уже наша добрая аудитория переименовала это шоу в «Сны премьера России». Поскольку фотография со спящим премьер-министром Дмитрием Медведевым обошла, по-моему, уже все интернет-пространства за сегодняшнюю ночь. И это конечно добавляет.

Медведев уснул на церемонии открытия Сочи-2014

КАК ЖЕ ПОВЕЗЛО ИНОСТРАННЫМ ТЕЛЕЗРИТЕЛЯМ!

Зрители всего мира смотрели международную версию церемонии открытия, видели картинку и слушали музыкальное сопровождение, не изгаженное патриотической истерикой и словесным поносом комментаторов российских телеканалов. Церемония открытия Олимпиады в Сочи, приковавшая к экранам 3 млрд зрителей (по данным оргкомитета), стала и главным поводом для комментариев в Рунете. По ходу трансляции обсуждались забавные недочеты - кадры со спящим премьером Дмитрием Медведевым и нераскрывшееся из высокотехнологичной снежинки олимпийское кольцо. В итоге церемонию, представившую ключевые моменты истории России как сон девочки Любы, оценили положительно: вышло высокотехнологично, красочно, "по-доброму" и "без лубочности". Глава Первого канала и автор сценария Константин Эрнст, комментируя недочеты, сослался на дзен-буддизм: это были те зазубрины, которые позволили понять, насколько идеально отполирован шар в целом.

Первым широко разошедшимся по соцсетям кадром стали неполадки с олимпийским кольцом, не раскрывшимся из высокотехнологичной снежинки.

неполадки с олимпийским кольцом

В эфире российского ТВ кадры оперативно заменили на съемки с генеральной репетиции, где все прошло безупречно. Ведущая канала "Россия-1", сообщившая о казусе телезрителям, спохватилась, и сказала, что все пять снежинок раскрылись. Константин Эрнст, комментируя церемонию вскоре после ее завершения, подчеркнул, что кольца не самая простая техническая вещь, в плане механики российские организаторы сделали подобное первыми. Как передает ИТАР-ТАСС, он вспомнил о дзен-буддизме: если шар идеально отполирован, оставь на нем зазубрину, чтобы понять, насколько идеально он отполирован. Кольца, по мнению автора сценария открытия Олимпиады, и есть та самая зазубрина. "Все остальное прошло хорошо", - с удовлетворением отметил он.

олимпийское кольцо не раскрылось

Константину Эрнсту пришлось прокомментировать и экскурс в историю России. Обращало на себя внимание то, что тему Великой Отечественной войны в церемонии почти не затронули. Эрнст пояснил, что организаторы хотели уделить этому время, но пришлось сократить эту часть по просьбе Международного олимпийского комитета: "Мне не нравилось, что я не могу сказать о войне то, что я хочу, но я уважаю мнение МОК и услышал все доводы, почему этого не стоит делать, и согласился с ними".

И важно понимать, дорогие патриоты, я думаю, что у патриотов может быть много претензий. Я даже могу себе представить, какие. Именно с точки зрения идеологии. Вот они уже недовольны, что войны не было, хотя даже им объясняешь, почему, но все равно их это раздражает. И здесь знаете, чего не было совсем. Не было империи.

Андрей Болтенко

Андрей Болтенко

Андрей Болтенко

Главный режиссер Первого канала Андрей Болтенко родился 14 июля 1973 года в Нью-Йорке. Журналист-международник, выпускник историко–филологического факультета университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы.

Лауреат премии ТЭФИ-2009 за конкурс песни "Евровидение" в трех номинациях: Продюсер телевизионной программы, Режиссер телепрограммы, Художник-постановщик телепрограммы. А.Болтенко: "Как главный режиссер канала я отвечаю за сложные постановочные проекты - Евровидение, трансляцию инаугурации президента, развлекательные форматы – "Две звезды", "Король ринга", "Вечерний Ургант"…

Входная дверь в квартиру Андрея Болтенко оформлена в стиле фасада здания.

Входная дверь в квартиру Андрея Болтенко оформлена в стиле фасада здания.


Театр начинается с вешалки, а квартира режиссера Андрея Болтенко с салатового забора.

По крайней мере с Андреем Болтенко случилось именно так. Он ехал по Иваньковскому шос­се в больницу снимать историю об избитой певице Жасмин и увидел его. "Оттенок был настолько необычным для Москвы, что мне захотелось узнать, кто расцветил им наш неяркий город", – вспоминает Андрей. Интернет подсказал ему, что автора забора и клу­ба за ним зовут Эрнст Ульрих Тилльманнс, и он совладелец немецкого архитектурного бюро 4a Architekten. Проникшись идеологией бюро, которое стремится создать новый стандарт городской среды – многофункциональной, комфортной и при этом очень личностной и теплой, – Андрей написал Тилльманнсу, предложив взяться за дизайн его новой квартиры. К этому времени он уже решил, что купит ее в доме за салатовым забором. "На особый успех я не рассчитывал, – рассказывает Болтенко. – Сфера интересов 4a Architekten лежит в области куда более широкой, чем стометровая квартира холостяка.

Но Ульрих согласился встретиться со мной, внимательно выслушал рассказы о японском подходе к быту, необходимости воздуха в интерьере и о монохромной архитектуре, и сказал: "У меня нет никаких причин соглашаться на эту работу. Но с твоим подходом, ты в России никого не найдешь, так что придется тебе помочь".

И действительно, квартира у Андрея получилась совершенно не московская – со сложным, асимметричным планом, с продуманным включением в интерьер великолепного вида на лес и с использованием винтажных материалов.

Никаких вождей не было. Люди мне даже понравилось, что на этих замечательных картинках, которые проецируются на лед, поле, люди маленькие совсем смотрятся, маленькие человечки, которые и творят эту историю. Мне так это понравилось. И они переходят, сначала редуты, которые петровской эпохи, потом когда пришло все замечательное, бал русской аристократии, русского дворянства. Потом когда появились уже люди советского времени. Люди-машины, которые постепенно от этих машин освобождались и все равно, несмотря на то, что происходило вокруг, они старались быть людьми. Старались испытывать какие-то чувства. Мне так это понравилось. Здорово. Никакой империи, никакого не было пафоса противного, что мы лучшие, что мы такие крутые. Что мы великий народ, никакого великого народа не было. Это здорово.

Чудо в Сочи 003

Дорогие друзья, чтобы вы понимали. Что в этой команде всего три человека являются российскими гражданами. Это конечно сам Константин Львович Эрнст, который всему же руководил и собирал, как я понимаю эту команду. Это главный режиссер Первого канала Андрей Болтенко. Это художник декораций Георгий Цыпин, который работал в Метрополитен-опера, Ла Скала и Большом театре. Все остальные люди, которые это все сделали для вас, представляют совершенно разные страны и национальности. Это абсолютно интернациональная команда. Сильвия Хейес - режиссер постановщик, известная крупными постановочными номерами, Фил Хайс — хореограф воздушных гимнастов, директор воздушных постановок в Лондоне-2012, Натан Рай — хореограф, постановщик номеров в мюзиклах «Иисус Христос Суперзвезда», «Мамма Миа», Шана Кэролл - хореограф, постановщик Цирка дю Солей, Натали Симрад - главный визажист Цирка Дю Солей, Ким Баррет - художник по костюмам, шоу Цирка Дю Солей и фильмов «Человек-Паук», «Три короля», «Облачный атлас». В кино много работал. Вот я назвала всех основных людей.

Надо прекратить уже с этим своим патриотизмом прекратить эту истерику. Надо уважать труд людей. Прежде всего. Мы говорим про телевизионных комментаторов. У одного была истерика, которая ввела его в ступор абсолютный. Я думала, он в обморок сейчас упадет.

Чудо в Сочи 002

Ирина Петровская

Ирина Петровская
телекритик, обозреватель "Новой газеты"

Комментарий, который сопровождал церемонию на Первом канале вызывал просто временами неловкое ощущение, что ты подслушиваешь, подглядываешь за чем-то, что ты не должен ни в коем случае ни слышать, ни видеть. Слава богу, хоть не видели. Это была какая-то такая патриотическая, я бы сказала, но в худшем смысле этого слова истерика. Особенно на проходе команд, сейчас многие могут это просто, если не заметили, увидеть. Постоянно каким-то образом, причем иногда самым каким-то диким, как-то умаляющим эту команду, эту страну, и идущие, естественно, к апофеозу этому нечеловеческому восторгу, наконец, когда уже пошли наши. Может другие также комментаторы во всем мире так поступают. Но мне показалось, что это за гранью уже. При этом второй комментатор Анатолий Максимов, у него видимо, наверняка, первый опыт. Если вы его помните, то это человек, который долгое очень время был голосом Первого канала. Все анонсы озвучивал.

А вообще Максимов - известный кинопродюсер. Но здесь его видимо, из-за голоса узнаваемого что ли поставили комментировать. И это ввело его практически в шоковое состояние и временами мне казалось, что он просто теряет сознание. Голос практически рыдает, не говоря уже о том, что он произносил, очевидно, были какие-то наработанные куски, то ли либретто, не знаю чего, я пыталась это конспектировать, потом бросила это занятие. Потому что за всем не уследишь. Один только Ноев потоп чего стоит, который был многократно повторен. Я думала, может быть ошибка случайно бывает, оговорился человек. И поэтому это то, что мне категорически не понравилось. И даже я подумала, что если бы вообще без звука смотрела, но с другой стороны без звука там еще была целая музыкальная партия. Так эти голоса и захлебы перекрывали музыку. Ее просто, хотелось просто иногда помолчать, вслушаться. Понять какие там идут мелодии, как это все сделано, категорически мне лично не дали комментаторы этого сделать. И плюс истерика эта патриотическая началась на самом деле с 6 часов вечера, когда на Первом канале стартовал олимпийский вечер, предваряющий…

Не то чтобы страшное. Это было традиционно совершенно в духе в том, к которому привыкли, когда какие-то массовые международные события происходят. Вначале были новости и Дмитрий Борисов, он более-менее это делал нормально, без этого захлеба. Он был из Сочи, из специальной студии. А потом там же из Сочи выходил Малахов со всеми своими вип-гостями, а за стеклом толпились восторженные сочинцы, пританцовывая от холода. И здесь уже были в полной мере и кокошники, и «Россия, вперед»…

Это для другой аудитории. Это как мы их называем шир… Ширнармассы. Наверное, но это было иногда тоже анекдотично. Потому что просто потом по контрасту с этой церемонией, хотя очень пересекаясь с интонацией ведущих, мне показалось, что эта избыточность, этот раж, в который впадают просто, кстати, до этого был Корчевников на канале «Россия», он предварял «Легенду номер 17», которая в свою очередь предваряла церемонию. Раз 25 было произнесено: легендарный фильм, «Легенда номер 17», все у них было легендарное. Все легенды. Все великие.

Чудо в Сочи 004

СЕРГЕЙ ЛОЙКО

Сергей Лойко
журналист, фотограф

АМЕРИКАНСКИЙ ХОРЕОГРАФ СТАЛ ПЕРВЫМ ПОБЕДИТЕЛЕМ СОЧИНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

Выдающийся американский хореограф Даниэль Эзралов проходит контроль в одной из многочисленных зон безопасности в Олимпийской Деревне в Сочи. На выходе из рамки металлоискателя и подняв руки, пока охранник обыскивает его, Даниэль начинает петь вслух на приличном русском языке: «Пусть всегда будет...», делает паузу и вопросительно смотрит на охранника.

Тот поднимает глаза на Даниэля и с улыбкой произносит: «Солнце». Хореограф поворачивается в сторону второго охранника и запевает вторую строчку: «Пусть всегда будет ...» «Небо», смущаясь реагирует охранник.

Даниэль счастлив: «Они меня понимают!»

Даниэль Эзралов

Выдающийся американский хореограф Даниэль Эзралов


Когда в начале прошлого года ему предложили работу поставить два номера в шоу открытия сочинской Олимпиады он сказал: «Я вырос в Америке на мифах о Холодной Войне. Все мои предки были выходцами из России, но я никогда здесь не был и слова по русски не говорил. Чтобы у меня получилось, мне нужно будет есть вашу пищу, научиться говорить с вами и понимать вас.»

Учитывая градус политической ситуации он мог бы отказаться, но не сделал этого. «Бойкот — это самый простой способ уходить от решения проблем,» говорит Даниль. «Почему не попытаться что-то изменить, вдохновляя людей через искусство. Если здесь хоть что-то станет лучше чем было до меня, почему не попробовать?»

хореограф Даниэль Эзралов Сочи-2014

Даниэль попробовал, и стало лучше. Всем. Его два номера в программе открытия «Супрематизм» и «Я шагаю по Москве» стали несомненным откровением и выглядели, как профессиональный высокохудожественный Бродвей на фоне остальной кремлевской елки.

Я шагаю по Москве хореограф Даниэль Эзралов Сочи-2014

Даниэль Эзралов «Я шагаю по Москве»


Я шагаю по Москве хореограф Даниэль Эзралов Сочи-2014

Даниэль Эзралов «Я шагаю по Москве»


Супрематизм хореограф Даниэль Эзралов Сочи-2014

Даниэль Эзралов «Супрематизм»


американский хореограф Даниэль Эзралов

Даниэль Эзралов «Супрематизм»


американский хореограф Даниэль Эзралов

Даниэль Эзралов «Супрематизм»


Американец из Лос-Анджелеса уже сделал сочинскую Олимпиаду произведением искусства, что бы там не говорили, и доказал тому же Кремлю в первую очередь, что Россия никогда не сможет пройти свой путь вперед одна. Только назад.

американский хореограф Даниэль Эзралов

Даниэль Эзралов «Супрематизм»


На следующее утро после Открытия Олимпиады, Эзралов, с задумчивой улыбкой Атоса в своих мушкетерских усах, летел назад в Лос-Анджелес из России, которая, наверное, все-таки стала хоть чуточку лучше.

Открытие Олимпиады Эзралов.

Константин Эрнст

Константин Эрнст

Константин Эрнст

Константин Эрнст родился 6 февраля 1961 года в Москве в семье русского немца, биолога Льва Константиновича Эрнста. Окончил среднюю школу № 35 в Ленинграде. В 1983 году окончил биологический факультет Ленинградского университета. Работал в научно-исследовательских институтах. В 25 лет защитил кандидатскую диссертацию по биохимии. В 1988—1990 годах Константин Эрнст работал на Центральном Телевидении СССР в программе «Взгляд». Сам Константин вспоминал о своём приходе на телевидение:

«Однажды мы с моим приятелем Женей Додолевым пришли на какую-то гулянку, где сидели ребята из «Взгляда» и, в частности, Саша Любимов... И я стал говорить Любимову, что всё, конечно, очень клёво, но стилистически неточно... На что Любимов ответил: «Ну если ты такой умник, так сделай хорошо. Через две недели эфир»... Старый телик треснул, и в этот разлом можно было войти даже с улицы».

Бывший «взглядовец» Евгений Додолев говорит:

«У Кости есть феноменальное качество, незаменимое в карьеропостроении. С человеком, у которого больная печень, он будет трезвенником, а с выпивающим будет выпивать. Без всякого притворства, он не подстраивается, он совершенно искренне разделяет вкусы человека, с которым в данный момент общается».

Политик Борис Немцов признаёт:

«Этот парень, безусловно, талантлив как творческая личность и как бизнесмен, но он абсолютно встроен в систему».

Нынешняя спутница Константина Эрнста — Лариса Синельщикова, президент телекомпании «Красный квадрат», которая производит для «Первого канала» программы и передачи. По поводу ситуации на телевидении легендарный телевизионщик Александр Политковский высказывается жёстко:

«Это семейный бизнес, когда из левого кармана — «Первого канала», которым руководит Эрнст, деньги перекладывают в правый — «Красный квадрат» Синельщиковой».

Константин Эрнст:
Я хотел объясниться в любви к своей родине

Саму церемонию открытия Олимпиады в Сочи мы придумали с Георгием Цыпиным и Андреем Болтенко 2 года назад. А потом мы занимались, собственно, созданием агентства по проведению церемонии, которое является стопроцентной дочкой Оргкомитета сочинской Олимпиады. И занимались работой, собственно. Мы разрабатывали проекты декорации, концепции, дописывали музыку, приглашали людей, лучших специалистов по свету, звуку, аниматроникам. Ну, к сожалению, мы очень поздно приступили к репетициям по объективным и необъективным причинам. Реально, в общем, мы могли начать в самом конце декабря, что для такой по технологии сложной церемонии, ну, практически, невозможно. И более того, представители МОК полагали, что мы не успеем. Ну, то есть мы успеем, мы сделаем какую-то церемонию, но это будет официальная часть и какие-нибудь музыкальные или танцевальные номера. Но что мы успеем технологию в значительном объеме (не в полном, конечно – не все реализовали свои планы, но процентов 70-75 мы реализовали). То есть все ключевые элементы были реализованы. В то, что они были реализованы в такие сроки, я сам до сих пор не верю.

Предвкушаю вопросы, что «А вот одно из колец не открылось». Сразу хочу сказать, что это самое простое, что у нас было по технологии. И то, что оно не раскрылось, ну, это просто, знаете... Выяснилось, что при приближении один из металлических кусков перерубил триггер, который включает электричество. Ну, так бывает в жизни, знаете? И я на пресс-конференции ночью после открытия... Естественно, журналисты начали задавать первыми этот вопрос. Сказал, что, во-первых, никакой конспирологии и это кольцо не обозначает никакой отдельный континент. А во-вторых, знаете, есть такой дзен-буддистский принцип: если вы хотите продемонстрировать, что шар идеально отполирован, оставьте одну зазубрину.

Это была прямая трансляция. В этом сегменте был использован элемент репетиции, проходившей 4 февраля, где как и все предыдущие репетиции все 5 колец открывались. В национальной версии можно это использовать. Мы не хотели расстраивать российских телезрителей, имели на это право. А OBS, которая занимается международными правами, они показали нераскрывшееся пятое кольцо. OBS – это Olympic Broadcasting Services. То есть это телекомпания Олимпийского Комитета. И мы не скрывали никогда, что оно не открылось, но, знаете, вот история про то, что... «А зачем нам показывали тогда открывшийся?» Ну, для того, чтобы было приятно.

Безусловно, метафора Великой Отечественной войны – она была в эфире. То, что она была, собственно, запуском, триггером к другой части, которая, на мой взгляд, хотя по времени она была незначительна, но эмоционально, может быть, самый сильный момент во всей церемонии. Но, к сожалению, МОК попросил настоятельно нас этого не делать. Мы долго упирались и, в общем, были почти на грани конфликта. Но вследствие того, что это территория МОКа и церемония, и вообще правила Международного Олимпийского Комитета – прерогатива международной организации... Знаете, если вы играете в футбол, но вам очень хочется забить рукой, то надо переходить в гандбол.

Знаете, МОК аргументирует это довольно точно. И когда слышишь их аргументы, их понимаешь. Они говорят о том, что Международный Олимпийский Комитет старается держаться как Фома Аквинский, избавиться от политических воззрений. И этот момент слишком чувствителен и имеет политическую окраску. И, безусловно, это послужит прецедентом для других церемоний. И я ссылался на то, что в Лондоне было упоминание так называемого Memorial Day. Но они мне объяснили, что был большой конфликт после церемонии в Лондоне, когда, собственно, устроители церемонии не проинформировали МОК о том, что они будут это включать, и сделали это контрабандой.

Знаете, я предпочитаю, все-таки, играть по правилам. И если это площадка, которая представляет Международный Олимпийский Комитет, я должен уважать эти правила. Мне чрезвычайно обидно и даже больно, что готовая к реализации очень эмоциональная и, на мой взгляд, точная акция памяти погибших во время Второй мировой войны, во время Великой Отечественной войны, не была реализована. Но я понимаю мотивы, по которым МОК попросил нас этого не делать. У меня к МОКу претензий нет.

Ну, я сказал, что мы церемонию придумали втроем с Георгием Цыпиным и Андреем Болтенко. И придумали, в общем, все сегменты церемонии, всю музыку, художественное решение, режиссерские ходы. Поэтому мы такой коллективный автор, мы все втроем написали этот сценарий. То есть я изложил Георгию Цыпину, художнику-постановщику свое видение и разбил всё на главы, и сказал о том, что я хочу реализовать решение верхней механики, чего не делали ни на одном значительном объеме. В верхней механике ни одно шоу не только олимпийское, но и в мире не проходило. Что я имею в виду? Что декорации не стоят на земле и не двигаются по земле, а перемещаются в воздухе. То есть в значительной степени все шоу проходят так или иначе на так называемом Field of play, на Поле игры. Но мне кажется, что в значительной степени эта площадка уже переиспользована всеми шоу, и в том числе олимпийскими, и, на мой взгляд, надо было попробовать охватывать вертикаль, потому что, думая о двух церемониях открытия, которые на меня произвели впечатление. То, что делал Чжан Имоу в Китае, в Пекине на открытии – это было выдающееся взаимодействие большого количества людей, и переплюнуть это невозможно хотя бы потому, что межличностные взаимодействия китайцев находятся в другом стиле нежели взаимоотношения межличностные и контактные россиян. И добиться такого синхрона и такого единовременного общего действия, ну, думаю, что нам просто невозможно. Поэтому соревноваться с китайцами на этом поле было наивно, поэтому я решил, что массовой хореографией я заниматься не буду.

Что касается лондонской Олимпиады, которую делал замечательный режиссер Дэнни Бойл, то мне по большому счету понравились там 2 момента – это кольца и трубы. И все они находились в вертикальном пространстве. Это, правда, 2 известных элемента, которые находились в вертикали. И я подумал, что вертикаль не охвачена. И если от России ждут чего-то в стиле матрешка, балалайка, водка и икра, то, безусловно, никто не ждет от России высокотехнологического шоу. И просто, знаете, огромное количество информации, которая забила голову и главные эмоции человечества, заставляют для того, чтобы ты рассказал что-то о простом, ну, например, о своей стране, которую ты любишь, тебе надо использовать ранее не использованный прием. Это активирует восприятие, потому что классические способы восприятия уже забиты и неэффективны. И поэтому, активировав вдруг неожиданным ходом восприятие, ты можешь рассказать ту историю, которую ты хочешь рассказать.

Мы представили свою заявку до лондонской Олимпиады. Это документально подтверждено. Мы полностью раскадровали всю церемонию открытия за 3 месяца до лондонской Олимпиады.

У нас первая глава, собственно, увертюра всего проекта и пролог, которая называлась «Голоса России», она была, собственно, про 180 национальностей, которые живут у нас в стране. А рассказывать об одной какой-то народности у нас нет возможности. У нас счастливая страна, у нас живет 180 национальностей.

Ролик "Азбука" с открытия Игр в Сочи, 2014

Антон Ненашев делал азбуку. Джаник Файзиев делал, вы знаете, не историю России – это, скажем так, путешествие из Греции в Россию через историю. С нами работали специалисты 17-ти национальностей, были ребята из Австралии. Канады, США, Англии, Германии, Франции. Знаете, мы постарались пригласить лучших специалистов в разных профессиональных областях для того, чтобы попытаться рассказать о своей стране на самом высоком уровне. Например, у нас директор света, как мы называли его, сам, может быть, самый лучший световик Европы Эл Гордон, англичанин.

Например, если вы видели, что были съемки Стедикамом, которые сняты не с рук, а на двухколесной такой системе Сигвей. Вот, был такой шведский оператор Карстен, лучший в мире человек, который снимает с рук на Сигвее. Мы работали с компанией Stageone, одной из двух лучших в мире компаний по подвесным механизмам. Ну, мы просто знаем этот рынок, мы знаем лучших специалистов, мы собрали дрим-тим такой по телевидению и шоу.

Я хотел заранее сказать о том, что, конечно, церемония закрытия не является столь бюджетной и пафосной как церемония открытия, и она, в общем, в значительной степени с точки зрения Международного Олимпийского Комитета гораздо более простое мероприятие, и бюджет на него гораздо меньше. Кстати, хочу сказать, что эту церемонию закрытия делает швейцарский театральный цирковой режиссер Даниэль Финци Паска, который знаком многим москвичам, в частности, по спектаклям, которые привозят в рамках Чеховского фестиваля.

Я хотел объясниться в любви к своей родине, это правда. И если у кого-то мое объяснение в любви вызывает такое же чувство, я счастлив, потому что, значит, это работает. И я ничего никому не хотел доказать – я просто хотел рассказать про Россию и про ее историю. Я понимаю ограниченность возможностей рассказать это в течение 2,5 часов, а реально художественная часть гораздо меньше, чем 2,5 часа, потому что много официоза. В течение какого-то времени, ну, на уровне стадионной метафоры, что, скажем, довольно объемный и сложный по форме для тонких вещей язык. Я счастлив, что та энергия, которую наша команда вкладывала, она попала в очень многих наших соотечественников и очень многих иностранцев. Знаете, в течение двух суток у меня захлебнулся телефон от смсок людей из разных стран мира. Они говорят, что они по-другому посмотрели на Россию.

Открытие Олимпиады в Сочи-2014

Украина, Малороссия или Россия

Почему никто не говорит очевидное:
Путин дестабилизировал Украину.
Зачем Путину нужна гражданская война на Украине, а Януковичу нужна гражданская война в Украине.

Украинский фронт
Владимира Путина

Вымыслы президента Путина:
10 ложных утверждений об Украине.
Цель Путина — не русские люди, а украинский газ и металлургия.

Наталья Машьянова

Наталья Машьянова
Сценарист, дизайнер

Самое известное кино об Олимпиаде

Olympia Лени Рифеншталь

Самое известное кино об Олимпиаде было снято в июле-августе 1936 года, а появилось на экранах только в 1938 году. Этот фильм вошел не только в историю кино, что неудивительно - ведь речь идет о знаменитой "Олимпии" Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl).

"Олимпия" (Olympia) состоит из двух частей: "Праздник народов" (Fest der Vцlker) и "Праздник красоты" (Fest der Schцnheit). Пролог "Олимпии" хорошо известен: из руин Акрополя выступают скульптуры античных богов и героев. Акцент делается на статуе Афродиты и "Дискоболе" Мирона. Неподвижный "Дискобол" оживает, превращаясь в живого атлета, метающего диск, которого сменяет толкатель ядра, а потом на экране возникают, пожалуй, самые динамичные кадры в истории кинематографа - знаменитый копьеметатель. Реконструкцию античных состязаний продолжают три гимнастки, современные Грации, а затем начинается эстафета, - бегуны доставляют олимпийский огонь из Греции в Германию, на Олимпийский стадион Берлина.

Olympia Лени Рифеншталь

Не менее знаменит и финал: соревнования по прыжкам в воду у мужчин показаны как полет в небе.

Для работы над документальным фильмом было задействовано 170 (!) человек, благодаря Олимпийским играм в кино появились камера для подводной съемки и рельсовый операторский кран. "Олимпия" до сих пор может служить пособием по операторскому искусству: съемка с субъективной камеры, вид снизу, репортажная панорама, параллельная съемка одного события с нескольких камер, замедленное и ускоренное воспроизведение, двойная экспозиция... Огромное напряжение марафонцев удалось передать поистине революционным монтажом: замедленные движения бегуна (усталость) по контрасту с ускоренной панорамой улиц.

Olympia Лени Рифеншталь

Кино получило, по тем временам, высочайшую оценку: даже производственный фильм о работе над "Олимпией" был отмечен Золотой Медалью Всемирной Парижской выставки.

"Олимпия" получает Немецкую кинопремию (1937/1938), Полярную премию (Швеция), Золотую медаль за лучший фильм на международном кинофестивале в Венеции, Греческую спортивную премию. В 1938 году Международный Олимпийский Комитет присудил Лени Рифеншталь Золотую медаль берлинских Олимпийских игр 1936 года, которую Лени получила только в 2001 году, в возрасте 99 лет. Медаль вручал президент МОК Хуан Антонио Самаранч. В 1948, на кинофестивале в швейцарской Лозанне, Рифеншталь был присужден и Олимпийский диплом, а в 1956 Голливудское жюри назвало "Олимпию" одним из десяти самых лучших фильмов мира.

Olympia Лени Рифеншталь

Эта картина вызвала восхищение современников: в числе ее поклонников мы найдем и Сальвадора Дали и, тогда еще совсем юного, Ингмара Бергмана. Об "Олимпии" много спорят и сейчас: идеализированное изображение тела, обилие массовых сцен, эмоциональный монтаж оказались прекрасным пропагандистским материалом. Но стоит напомнить, что эстетика работ режиссера практически не менялась. Лени Рифеншталь начинала как танцовщица, в 1925 году она дебютировала как киноактриса, и вскоре стала звездой "альпинистского" кино (этот жанр активно развивался в 1930-х годах). Образная система и концепция "Олимпии" появились уже в ее дебютном "Голубом свете" (Das Blaue Licht), снятом в 1932 году, когда Гитлер еще не пришел к власти над Германией. Эстетика фильмов Лени Рифеншталь не менялась, менялась политическая ситуация.

Olympia Лени Рифеншталь

После войны, из-за фильма "Триумф воли" (отмеченного, кстати говоря, наградой Венецианского кинофестиваля), Лени обвинили в прославлении нацизма, а фильм "Низина" (Tiefland) и вовсе усадил ее на скамью подсудимых. Дело в том, что к съемкам в эпизодах были насильственно привлечены заключенные цыгане из концлагеря Максглан, которых впоследствии расстреляли. И, хотя суд оправдал ее и снял все обвинения, Лени Рифеншталь столкнулась с негласным запретом на профессию. Так сотрудничество с нацистами погубило карьеру режиссера, но, справедливости ради замечу, что только она заплатила такую высокую цену.

Лени Рифеншталь

Тем не менее, Лени Рифеншталь не оставила камеру: она стала одним из величайших фотографов ХХ столетия: ее репортажи и фотоальбомы (Die Nuba - Menschen wie einem anderen Stern, Die Nuba von Kau) открыли нубийские племена не только для журналистов, но и для антропологов и историков. В возрасте 71 года Лени совершает первое погружение с аквалангом - с камерой для подводной съемки в руках. Подводный мир настолько захватил ее, что за оставшиеся годы она совершила более 2000 погружений. Итогом ее работы стали фантастические циклы "Коралловые сады" (Korallengдrten) и "Чудо под водой" (Wunder unter Wasser).

Лени Рифеншталь скончалась в 2003 году. За две недели до смерти ей исполнился 101 год. Ее жизнь и творчество до сих пор являются предметом яростных дискуссий, но споры вокруг ее имени относятся скорее к идеологии, чем к искусству.

"Олимпия" Лени Рифеншталь стала первым и единственным культовым фильмом о спортивных соревнованиях, признанным образцом операторского искусства и монтажа, эталоном спортивных репортажей. Копьеметатель и оживающий "Дискобол" вошли в историю - как образец искусства снимать кино.

Олимпия

Пролог первой части «Олимпии»: на экране видны руины Акрополя, затем камера показывает отдельные головы античных атлетов и богинь, плавно переходя на скульптуру дискобола работы Мирона, а с неё осуществляется переход к «живому изображению» обнажённых атлетов, которые на море в замедленной съёмке представляют такие античные соревнования как метание диска, копья и ядра. Далее зритель видит обнажённых гимнасток, движениями которых, через зажжение олимпийского огня и эстафету факелоносцев, несущих огонь через Грецию, переносится в современность — на Олимпийский стадион Берлина 1936 года. Но и во второй части «Олимпии» имеется пролог: утренний лес, в котором бегуны по пересечённой местности, словно тени, возникают перед зрителем и обнажёнными прыгают в воду, сауна, блестящие тела атлетов, берёзовые веники, смеющиеся лица под душем. Но ещё более известным является конец фильма: прыжки в воду у мужчин, которые переходят в невесомый полёт в небо. Затем на экране возникает олимпийский стадион весь в огнях, слышен колокольный звон, видны олимпийский огонь и украшенные лавровыми ветвями флагштоки, которые склоняются друг к другу. Олимпийские знамёна и «Храм света», созданные молодым архитектором Альбертом Шпеером, являются финалом фильма.

«Праздник народов»

В обеих частях «Олимпии» друг друга сменяют такие операторские приёмы, как репортажные панорамы, замедленное воспроизведение, панорамирование, пассажи с видом снизу, с субъективной камеры, параллельная съемка с нескольких камер. Основная смысловая нагрузка при монтаже была возложена на символическое возвышение, что было сделано с помощью оптических переходов, а также на эмоциональную музыку и на напряжение, возникающее в момент спортивного состязания, как у спортсменов, так и у болельщиков. Монтаж создаёт прямые зрительные связи между волей к победе немецких олимпийцев и аплодисментами Гитлера (или Геббельса и Геринга). Другими приёмами монтажа являются: импрессионистский монтаж тела в полёте (прыжки с шестом и в воду); монтаж беспрецедентной по накалу борьбы сцены в марафонском беге между покидающими тело силами (движения ног в замедленном воспроизведении) и огромной волей (сцены улиц в ускоренном воспроизведении и с динамичной музыкой); силуэты на земле (фехтование); а также переходы между музыкально иллюстрированными пассажами и частями, в которых присутствуют комментарии диктора и зрительская реакция на то, что происходит на арене. Комментарий к немецкой версии фильма риторически подчёркивает аналогию между спортивной борьбой и военными действиями.

«Праздник красоты»

В 1935 году Лени Рифеншталь встретилась с Карлом Димом, генеральным секретарём организационного комитета берлинских Олимпийских игр 1936 года. 9 декабря 1935 года была учреждена фирма «Olympia-Film GmbH», владельцами которой стали Рифеншталь и её брат Хайнц. На следующий день Геббельс официально объявил о том, что министерство пропаганды заказало Рифеншталь фильм об Олимпийских играх в Берлине. Министерство пропаганды выступило также и в качестве финансиста фильма.

Эмблема берлинской Олимпиады

Эмблема берлинской Олимпиады

В 1936 году в ходе подготовки к фильму Лени Рифеншталь посетила зимние Олимпийские игры в Гармиш-Партенкирхене, а также встретилась с Бенито Муссолини в Риме. В мае 1936 года начались кинопробы для «Олимпии». Рифеншталь работала над фильмом с известными операторами (Вальтером Френцем, Вилли Цильке (Willy Zielke), Гуцци Ланчнером (Guzzi Lantschner), Хансом Эртлем (Hans Ertl) и многими другими). Вместе они создали и применили много новых кинотехнических приёмов (например, камеру для подводной съёмки, рельсовый операторский кран). Число членов съёмочной группы составило 170 человек. Сразу же после съёмок в июле и августе 1936 года Рифеншталь приступила к монтажу фильма, который длился почти два года.

Олимпийские награды 1936

Олимпийские награды 1936

1 мая 1938 года Рифеншталь получила за этот фильм государственную премию.

10 мая 1938 года в Цюрихе состоялся первый заграничный показ фильма.

31 августа 1938 года «Олимпия» была удостоена приза за лучший фильм на Международном кинофестивале в Венеции.

Лени Рифеншталь, которая в «Олимпии» не обошла стороной выдающийся успех американских, причём даже чернокожих атлетов, надеялась на кассовый успех фильма в Соединённых Штатах. И действительно, кинокомпания «Метро-Голдвин-Майер» пригласила её посетить США. 4 ноября 1938 года Рифеншталь приехала с «Олимпией» в Нью-Йорк.

Гитлер Olympia Лени Рифеншталь

Однако вскоре из Германии пришло известие о еврейских погромах в течение так называемой «Хрустальной ночи» с 9 на 10 ноября 1938 года. Реакция американской общественности последовала незамедлительно — «Нью-йоркская антифашистская лига», мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла-Гвардия и Комитет киноактёров (Motion Picture Artists Committee) призвали к бойкоту как «Олимпии», так и самой Рифеншталь. 24 ноября 1938 года Рифеншталь приехала в Голливуд, где она встретилась с режиссёрами Кингом Видором и Уолтом Диснеем, а также с отцом американского автомобилестроения Генри Фордом, известного также по своей книге антисемитского содержания «Мировое еврейство». В Британии, следуя примеру Соединенных Штатов, также отказались от показа «Олимпии». Однако позже — в 1956 году — голливудское жюри назвало «Олимпию» одним из десяти лучших фильмов мира. «Олимпия» явилась образцом для многих спортивных фильмов и репортажей.

Berlin_1936

В 1957 году Рифеншталь создала новую редакцию фильма, который в ноябре вышел в ограниченный повторный прокат в Бремене и Гамбурге. Вторая часть «Олимпии» (первоначально — «Праздник красоты») была переименована в «Богов стадиона». Однако проект не пользовался успехом.

В 1967 году Рифеншталь подготовила англоязычную версию фильма, предназначенную для показа по «13-му каналу» в канун Олимпийских игр в Мехико.

Berlin_1936

По понятным причинам Константин Эрнст не стал показывать самое известное кино об Олимпиаде по Первому каналу в дни Олимпиады в Сочи-2014.

Владимир Путин наблюдает за церемонией открытия Олимпиады в сопровождении российской бобслеистки Ирины Скворцовой

Президент РФ Владимир Путин наблюдает за церемонией открытия Олимпиады в сопровождении российской бобслеистки Ирины Скворцовой, которая после тяжелейших травм, полученных в 2009 году на соревнованиях в Германии, ушла из профессионального спорта.

Василий Слонов WELCOME TO SOCHI 2014

Закрытие выставки красноярского художника Василия Слонова и сопутствующая этому риторика властей отсылают нас к таким же событиям недавнего прошлого, когда формировалось мировоззрение нынешнего президента России В.В. Путина. Ведь молодость Путина — это старость Брежнева. Запрет выставки Василия Слонова встает в один ряд с «Бульдозерной выставкой» в 1974 году, а также с уничтожением книг прокремлевскими молодчиками, русскими фашистами и православными священниками в сегодняшней путинской России, как и в фашистской Германии при Гитлере.

Berlin_1936

Кадр из фильма "Олимпия" Лени Рифеншталь, 1936 г.


© ВИТЬКИ – Сатира и жизнь. Посвящается светлой памяти советского сатирического журнала КРОКОДИЛ. ВИТЬКИ – Сатира и жизнь

КОММЕНТАРИИ
к статье
Чудо в Сочи

Комментарии оправлять по электронной почте на адрес: vitkiorg@gmail.com

Перейти на
главную страницу
сайта
Витьки — Сатира и жизнь

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Мы восстанавливаем сайт после хакерской атаки.
Это займет какое-то время.
Мы будем рады, если Вы зайдете к нам
через несколько дней.

ВИТЬКИ Сатира и жизнь

Flag Counter

Подсчет посетителей начат
с 13 июля 2013 года.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

ВИТЬКИ Сатира и жизнь

© ВИТЬКИ – Сатира и жизнь.
Посвящается светлой памяти советского сатирического журнала КРОКОДИЛ.
ВИТЬКИ – Сатира и жизнь
vitkiorg@gmail.com

Все права принадлежат: Витьки © 2012, 2013
При полном или частичном ипользовании материалов ссылка на vitki.info обязательна.

 
e-mail: vitkiorg@gmail.com